Найти в Дзене
Виктория Новак

Как справиться с ложными тревогами?

Мы делим тревоги по степени навязчивости и выраженности. Навязчивая и выраженная тревога может быть как сигнал к тому, что границы личности попираются, на нее кто-то нападает или ущемляет. Причем здоровая тревога НЕ ПОСТОЯННАЯ, она может и присутствовать на протяжении какого-то времени, но, если человек решился и все равно идет наперекор тревоге, то она уступает. Решимость и осознанность выбора прогоняют здоровую тревогу.

Так что постоянно присутствовать в жизни как нагнетание проблемы здоровая тревога не может. Ведь постоянное напоминание человеку об угрозах и ущемлениях его достоинства лишает его радости бытия. Человек перестает свершаться и занимается только поиском безопасности. А когда человек постоянно сопоставляет свою жизнь с угрозами – он никогда не в безопасности и забывает оставаться человеком.

Только ложные тревоги могут «фонить» постоянно, поскольку они – это остаточные следы уже имеющихся травм и болей человека. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева называет ложные тревоги «мороки» от слова «заморочиться». И в данной статье я хочу присоединиться к мысли выдающегося психолога, потому что она показывает, насколько важна работа личности в ее излечении.

Психические процессы лечат психиатры. Психические процессы непостижимым синергетическим образом складываются в нашу личность, а излечением личности уже занимается психолог-психотерапевт. И если психические процессы можно лечить фармацевтически, то для излечения личности требуется иная личность. И то это происходит только тогда, когда клиент ЖЕЛАЕТ излечиться.

Это – самый тонкий вопрос в психологии и одновременно он лежит за ее пределами, потому что ложные страхи излечиваются допущением в свою жизнь абстрактных вещей. Человек должен усилием воли допустить и рассмотреть возможность, что жизнь не такая жестокая, как он решил. Более того, он должен понимать полезность этих допущений и пробовать рассуждать по-новому раз за разом. Преодолевая свое сопротивление, конечно. Ведь если вас в детстве покусала собака и вы более никогда не подходите к собакам, у них нет возможности доказать вам, что они не все агрессивные.

Но с конкретными страхами работать проще. Самая большая тревога у людей развивается не по поводу конкретики, а по поводу абстрактных идей или предвосхищения далеких последствий.

Сейчас опишем несколько подобных страхов и подумаем, а какое допущение человек может для себя сделать, чтобы «выдохнуть». Зинкевич-Евстигнеева выделяет несколько таких, я их дополню.

1. Страх катастрофы: «непременно что-то плохое должно случиться». Причем тревога человека не в том, что что-то где-то случится, а в том, что именно с ним это произойдет и у него отнимут привычное и желанное.

Этому страху противостоит радость чистого листа. Это когда человек предвкушает, чем он заполнит новый этап жизни и радуется своей свободе его заполнять.

2. Страх быть обманутым. Его работа – накачивать человека убеждением «никому нельзя верить».

Ему противостоит стремление довериться жизни и себе в частности. При этом не обязательно доверять кому-то конкретному, достаточно доверять «как оно вообще все устроено» и думать, что другие люди тоже хотели бы доверять.

3. Страх потери. Он не дает платить за перемены. А перемены, т.е. обмен со средой, в нашей жизни случается, только если вы в нее что-то отдаете. Пока вы ничего не желаете отдавать, перемен не будет.

Страх уходит, когда человек научается отпускать то, что ему не принадлежит. А ему, кроме него самого, ровным счетом ничего и не принадлежит. Более того, иногда приходится отпускать и то, что свое в доску, чтобы понять, что по-настоящему свое.

4. Страх совершить ошибку или принять неверное решение. «Лучше ничего не делать, чем ошибиться».

Люди, которые могут ему противостоять, действуют не только от себя. Но и во имя большей ценности, чем они сами. Тогда их ошибка не стоит их самооценки и каждую ошибку они воспринимают как способ исправить свой путь к ценности. Либо как способ познания этой самой ценности. Если вы сражаетесь, например, за жизнь, и проигрываете, иногда лучшее, что можно сделать, это отдаться жизни (если она вам правда ценна). И понять, что то, что происходит, тоже жизнь. То же самое и с любовью.

А еще в этот страх включены все былые жизненные ошибки. Люди не боятся чего-то, чего в их жизни еще не было, люди боятся того, что было в их жизни, либо в жизни значимых людей. И не желают понимать причинно-следственные связи, которые привели к ошибкам. Люди хотят обвинять, чтобы не испытывать вину. И люди берут вину, потому что боятся обвинять. И вместо того, чтобы перекидывать вину, как горячую картошку, люди не хотят понимать бесчисленные факторы ВНЕ человека, которые привели к неблагоприятному исходу.

Поэтому для излечения страха ошибки также нужно признать, что там и тогда человек (и вы сами) не могли по-другому.

5. Страх, что будущее не наступит. Он выражается в нетерпении и невозможности просто ждать. Причем иногда человек совершает некие импульсивные действия, чтобы переключить внимание, пока он дожидается. А иногда он своей невоздержанностью хочет приблизить нужное событие.

При этом люди забывают о феномене готовности. Они считают, что смогут прожить счастливую жизнь, если им выдать подходящего партнера. Или смогут преумножить богатство, если оно на них внезапно свалится. Но, как правило, так не происходит. Готовность предполагает, что и сам человек стал таким, который ценит и умеет, а также обстоятельства складываются таким образом, что он может свои умения применить. Готовность для изменений должна быть и у человека, и у окружения. И, когда мы ждем готовности и работаем ради нее, то знаем, что «все в свой срок». Это убеждение и препятствует страху.

6. Страх не успеть и потерять себя. Он качает идею, что, если не успел сегодня, завтра уже поздно. И тогда как будто есть дни, прожитые зря, и как будто можно профукать свою жизнь.

Помогает тут идея, что жизнь безмерна и мы не способны со своего угла распознать, что такое жизнь и как ее правильно жить. Радость в том, что свой угол зрения можно всегда поменять и не упираться в закрытую дверь из ощущения, что только там будет счастье.

Но именно эта идея самая выходящая за рамки психотерапии, потому что для нее нужно отказаться от мысли, что все знаешь и понимаешь.

7. Страх проявляться, который замаскирован под инстинкт самосохранения и убеждение себя в своей «маленькости» и незначимости. Люди вообще могут путать возможность отстаивать свое мнение и гордыню. Хотя на самом деле они легко различимы.

Если вам предлагают скушать дуриан, а вы его не любите, то ваша задача - сказать, что вы не хотите. Вы можете сказать, что вам он не нравится, можете не говорить. Но на этом и заканчивается ваше право иметь свое мнение. Доказывать другому, что дуриан противный, значит как раз проявлять гордыню. И вы можете иметь ЛЮБОЕ СВОЕ МНЕНИЕ по поводу себя или по поводу обстоятельств, и никто не должен мешать вам его высказать, пока вы не пытаетесь его навязать. Так что страху проявляться препятствует понимание, что любое мнение достойно быть высказанным и никакое из мнений не объективно. А значит нет тех, кто лучше, потому что их мнение лучше.

Представляете, какой бы была ваша жизнь, если бы в ней была радость чистого листа, энергия доверия жизни, отпускание с легким сердцем, упование в решениях на свои ценности, мысль «все в свой срок», идея, что жизнь безмерна и возможность видеть ее уроки, стоящие за неудачами и унижениями, а также стремление проявлять свою индивидуальность? Подумайте, как много вы потеряли, скрываясь за мороками.

Требуется всегда много осознанности и личной ответственности, когда переплетаешь мороки в полезные убеждения. И еще требуется понимание, что полезные убеждения – полезные и поэтому их стоит иметь. А мороки являются лишь отголосками прошлого, даже если они кажутся объективными. Например, нам не надо прикладывать усилия, чтобы думать о своей ничтожности, ведь в нашей жизни это уже было. Но надо прикладывать усилия, чтобы думать о своем самовыражении, не потому что «нам не дано», а потому, что придется чуть ли не в первый раз честно говорить о себе. Но это стоит того.

Именно осознание, что мороки – это не реальные страхи, а отголоски былых чувств, и придает энтузиазм избавлению от них. Ведь сегодня новый день, а прошлое закончилось.

Ставьте лайк. Вам не сложно, а мне приятно.
Ставьте лайк. Вам не сложно, а мне приятно.

Подборки всех статей по тематикам:

Отношения в паре

Боль, утрата

Работа с чувствами (кроме боли)

Самоуважение и ценность себя

Мотивация и энергия для жизни

Границы как профилактика токсичности

Детско-родительское

Психологическая травма

Психология взрослости

Особенности психотерапии