Дальний скоростной бомбардировщик Т-4, он же Сотка, разработанный в ОКБ Сухого на рубеже 60х годов. Самолет во многом опережал свое время и до сих пор вызывает массу споров в среде любителей авиации. Сохраненный единственный построенный Т-4, является одной из главных звезд Центрального музея ВВС в Монино. Машина создавалась в рамках конкурса, в котором принимали участие КБ Туполева с проектом Ту-135 и ОКБ Яковлева с проектом Як-33. Первоначально, победителем конкурса объявили проект П.О Сухого, но в тот момент он имел крайне мало общего с тем Т-4, который мы привыкли видеть на фото из Монинского музея и сохранившихся кадров кинохроники испытаний Сотки.
Вот так Сотка выглядела в первоначальном варианте. Она имела аэродинамическую компоновку "Утка" и весьма необычную компоновку двигателей, расположенных в пакетах по два, под каждой из консолей крыла, при этом пакеты были вынесены далеко вперед. Интересным решением, особенно актуальным в нынешних условиях СВО, должна была стать так называемая "ракета-доразведчик" с дальностью полета до 700км, а фактически БПЛА, который должен был подвешиваться под самолет носитель и работать в зоне действия ПВО противника, тем самым не требуя рисковать экипажем и дорогостоящим самолетом. А ведь на представленном выше фото, проект Т-4 который прорабатывался в самом начале 60-х годов прошлого века! Планировался вывод на испытания самолета с этой компоновкой в 1964 году. Но дальше пришлось менять компоновку на более привычную нам и в результате самолет Т-4 впервые поднялся в воздух только 22 августа 1972 года.
Посмотрите на одну из первых компоновок Т-4 и оцените ее футуристичность для начала 60х годов. Ведь этот проект был создан более полувека тому назад.
К сожалению, политика победила и в серию самолет так и не запустили, более того, ОКБ Сухого не дали даже провести полный комплекс летных испытаний и исследований уже построенного и летавшего Т-4. Всего Сотка выполнила всего 10 полетов, до момента выхода приказа о прекращении работ по теме Т-4, подписанного Министром Авиационной Промышленности СССР в пользу разработки перспективного бомбардировщика Ту-160.