Найти тему
ТыжИсторик

Спасти папанинцев. Гибель дирижабля «В – 6»

Всеволод Л.

Давно я не писал про исследования Севера нашей страны. А вот сегодня и дата есть подходящая и событие, которое повлекло далеко идущие последствия для аэронавтики Советского Союза.

Памятник экипажу дирижабля "СССР В-6". Взято: https://vk.com/@-222637971-chast-vtoraya-istoriya-tretya-zdes-veter-prostor-i-krasota?ysclid=lryztavznp723866645
Памятник экипажу дирижабля "СССР В-6". Взято: https://vk.com/@-222637971-chast-vtoraya-istoriya-tretya-zdes-veter-prostor-i-krasota?ysclid=lryztavznp723866645

Начну с того, 1 февраля 1938 года что по радио поступило тревожное сообщение – сильный шторм разломал ледяное поле, на котором дрейфовала первая в мире Полярная станция «СП-1» под руководством Ивана Дмитриевича Папанина. К этому времени они уже дрейфовали девять месяцев. Напомню, открытие официально состоялось 6 июня 1937 года, хотя высадили экспедицию еще в конце мая.

Экспедиция СП-1. Взято: Яндекс.Картинки
Экспедиция СП-1. Взято: Яндекс.Картинки

Большие проблемы начались после сильного шестидневного шторма, после чего льдину разорвало. В радиограмме они сообщили:

«Находимся на обломке поля длиной 300, шириной 200 метров. Отрезаны две базы, также технический склад… Наметилась трещина под жилой палаткой… Координаты сообщу дополнительно сегодня в случае обрыва связи просим не беспокоится…».

Папанинцев планировали вывозить только через два-три месяца, но планы всегда остаются планами, а жизнь, тем более в Арктике, всегда предъявляет свои коррективы. И тут «вся огромная страна» забеспокоилась. В экстренном порядке туда отправили два ледокола и пароход. Еще один готовили к выходу. Хотели отправить самолеты, но погода разбушевалась не на шутку. И тут появилась идея, пускай летит дирижабль. К этому времени в стране был только один дирижабль, который смог бы долететь до СП-1, это «СССР В-6» и принадлежал Осоавиахиму.

тут всё понятно. Найдено: Яндекс.Картинки
тут всё понятно. Найдено: Яндекс.Картинки

В Союзе было такое «Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству». Но это чудо инженерной мысли должно было совершить рекорд, долететь от Москвы до Новосибирска. Дирижаблисты, узнав о проблеме, вызвались спасти экспедицию. Заодно на деле доказать, что дирижабли необходимы стране. Ведь к тому времени правительство смотрело на дирижабли как на некое очень дорогое баловство и некоторые проекты уже были свернуты. Все ставки начали делать на авиацию, а тут такой отличный случай, доказать, что дирижабли тоже нужны в народном хозяйстве страны.

Дирижабль оказывается, очень большая штука. Посмотрите на людей. В длину эта гравицапа около 100 метров. Фото: Яндекс.Картинки.
Дирижабль оказывается, очень большая штука. Посмотрите на людей. В длину эта гравицапа около 100 метров. Фото: Яндекс.Картинки.

Началась подготовка, которая проходила в авральном режиме. Выяснилось, что несмотря на то, что дирижабль уже налетал много часов, и даже установил мировой рекорд по беспосадочному перелёту в 130 часов 27 минут, утерев нос хваленому «Графу Цеппелину», который продержался в воздухе 119 часов.

Но тут выяснилось, для полета в Арктику не хватало много чего. Хотя приказ был дан, вылететь не позднее 5 февраля. Курировал подготовкой лично товарищ Ежов. Кстати, дирижабль принадлежал «Аэрофлоту», но незадолго до этого там прошли так называемые чистки, поэтому оставшиеся руководители постарались самоустраниться от этого перелета.

Н.И. Ежов улыбается, на что-то надеется. Но полёт дирижабля был катастрофой. Взято: ЯНдекс.Картинки
Н.И. Ежов улыбается, на что-то надеется. Но полёт дирижабля был катастрофой. Взято: ЯНдекс.Картинки

В ночь с 3 на 4 февраля командира дирижабля Николай Гудованцев был приглашен в Кремль к товарищу Сталину. Ему пришлось доложить вождю, что вылетят в срок и спасут героическую четверку. А ведь кроме подготовки стометрового дирижабля, необходимо было сделать дозаправки в Мурманске и на Шпицбергене. Подключили даже военных. Например, командующий Северным Морском флотом ночь получил радиограмму, где лично был ответственным за заправку водородом дирижабля в Мурманске.

Мурманск, 1930-е годы. Взято: ЯНдекс.Картинки
Мурманск, 1930-е годы. Взято: ЯНдекс.Картинки

В общем, даже вскользь узнав об этой истории не могу не восторгаться, как в случае чего, смогли организовать все необходимое. Ну да, не без «помощи» наркома товарища Ежова. Но все-равно, энтузиазм в стране был!

Увы, несмотря на все усилия, полет «СССР В-6» стал концом дирижаблей в Советском Союзе. Но об этом уже не спешили широко оповещать общественность.

Дирижабль "В-6". Яндекс.Картинки
Дирижабль "В-6". Яндекс.Картинки

5 февраля погода внесла свои коррективы. Из-за сильнейшего бокового ветра вылет должны были отметить, но… утверждают, что после вопроса Ежова, лететь можно или нельзя, ответственные товарищи сказали, что лететь надо. Дирижабль вывели из эллинга и, несмотря на ветер и неутешительные прогнозы синоптиков, он стартовал. В 19 часов 35 минут «В-6» полетел на помощь. 6 февраля в 12 часов он пролетел на Петрозаводском. Летели на высоте 300-450 метров. Но погода не баловала воздухоплавателей, была низкая облачность, снегопад, плохая видимость.

-8

Металлические части обледенели. Гудованцев приказал снизиться до 200 метров. Потом они поднимались, опускались и надеялись на карты. Но это была фатальная ошибка, карты, которые ему дали перед вылетом, были составлены еще в начале века и горы не были обозначены. А на месте горы, в которую они врезались, было указано болото.

О подвиге российских и советских картографистов я постепенно набираю материал, если кому-то интересно, напишите в комментариях.

Последнюю радиодепешу с дирижабля получили в 18 часов 56 минут, когда они проплывали в районе станции Жемчужная, в 39 километрах от Кандалакши. Неожиданно штурман Мячков увидел гору, даже успел крикнуть: «Гора», но это не самолет, аппарат задел кроны деревьев и врезался в необозначенную на картах гору. Обломки упали на склоне Небло-горы, начался пожар. Напомню, водород горит очень даже жарко. Поэтому удивительно, что из 19 человек выжили шестеро.

Позже 13 членов экипажа «В-6» спешащего на спасение папанинцев, были похоронены на Новодевичьем кладбище.

Памятник погибшему экипажу дирижабля "В-6" на горе Кандалакша
Памятник погибшему экипажу дирижабля "В-6" на горе Кандалакша

В 1971 году на месте гибели дирижабля установили памятник. Естественно, со временем он обветшал так, что даже имена было прочесть трудно. В июле 2008 года энтузиасты из Кандалакши, кстати, там были и школьники, отправились на злополучную Небло-гору, убедились, что необходима реставрация. И они это сделали! Не сразу, но добились своего.

-10

Кстати, есть ещё один обелиск.

-11

P.S. Честно говорю, сам не знал про обелиск. Но хочу от всех моих коллег по каналу ТыжИсторик сказать всем причастным той героической воздушной экспедиции, и всем тем, кто не дал исчезнуть именам в бездне времени - огромное спасибо!

P.S.S. Если кого-то эта история заинтересовала, пишите в комментариях. Буду искать дальше.

Автору на умные книги

https://yoomoney.ru/to/410018926235150

Каналы, на которые стоит подписаться!

И конечно же читайте замечательный блог Фантагиро Бурерождённой

Тыжисторик теперь и в телеге: https://t.me/tizhistorik