Найти в Дзене
ZFCENTER – РЕМОНТ АКПП

Оценка и сброс коррекций (адаптаций) АКПП. Часть 2.

В первой части данной статьи мы постарались просто и доступно рассказать вам о том, что такое коррекции в АКПП и "с чем их едят".

Во второй части постараемся ответить на самые частые ваши вопросы, которые звучат следующим образом:
— можно ли утверждать, что значения коррекций исчерпывающе описывают состояние коробки?
— что происходит при сбросе коррекций?
— когда коррекции нужно сбрасывать (обнулять), а когда не нужно?

О чём говорят значения коррекций?

Сразу оговоримся: значения коррекций — это НЕ ПРЯМОЙ показатель износа. Значения коррекций — косвенно отражают состояние фрикционных пакетов.

В действительности, если ЭБУ начинает сильно увеличивать давление в пакете — это может говорить о многом, например:
— в данной линии есть некоторые внутренние утечки давления, что сказывается на изменении момента срабатывания. Утечка давления может быть как в механической части АКПП (поршни, фрикционы), так и в гидроблоке (например, из-за износа механических клапанов, в частности, клапана главного давления в коробках
BMW/Audi ZF8HP или клапана в маслонасосе коробок Ford 6F35);
— также может быть износ в зазорах вал-втулка, тефлоновые уплотнительные кольца-суппорт;
— к резкому падению давления в пакете может, к примеру, приводить и лопнувший поршень — частая проблема коробок
ZF8HP и т.д. Всё это в совокупности приводит к постепенному падению давления в линии.

-2
-3

Также надо понимать, что последними в цепочке износа выступают фрикционы. Фрикционы изнашиваются, уменьшается их толщина, увеличиваются зазоры в пакетах, что ведёт к увеличению времени полного сжатия. Однако просто замена фрикционов не решает проблему полностью, так как причина её возникновения может быть не только в них.

Почему с минусом?

Значения коррекций по давлению могут быть и отрицательными. Это часто вызывает недопонимание — почему давление нужно уменьшать?

Если компьютер фиксирует слишком раннее срабатывание пакета, он начинает уменьшать значение давления в соответствующем контуре. Но откуда может взяться "лишнее" давление? Это, например, "подсос" давления из-за неплотного прилегания клапана в гидроблоке, подсос давления из-за нарушенных уплотнений, нарушение герметичности каналов и т.д. Компьютер обучен компенсировать как недостаток, так и излишек давления. Это также относится и к значениям времени срабатывания. Если фрикционный пакет срабатывает (полностью замыкается) строго в нужный момент — время срабатывания ("время ускоренного наполнения") будет около "0". Отклонения момента срабатывания пакета будут показаны в миллисекундах, с минусом или с плюсом.

-4

Какие значения являются нормальными?

Важно понимать, что нет точной границы, которая считается нормой. В коробке могут быть разные условия работы и состояния узлов, масла, работы регуляторов, состояние внутренних каналов, износы, перетоки давления и т.д. Примерной границей нормальных значений для давления в пакетах является 250-300 мбар, а для времени срабатывания — примерно 30 мсек.

Однако важно помнить, что просто посмотреть на значения коррекций и сделать однозначный вывод о состоянии АКПП только по этим значениям — неверно. Современные АКПП обучены регулировать давление в достаточно широких пределах — например, для семейства ZF8HP максимальное значение коррекций составляет 1000 мбар. Соответственно, наиболее правильное решение в случае появления вопросов по работе коробки — делать комплексную диагностику, при которой нужно выяснить: по каким передачам (и соответствующим им пакетам) ощущается задержка, и оценить значения коррекций для этого пакета. Только при таком подходе можно получить точное понимание по состоянию АКПП.

-5

Что происходит при сбросе коррекций? И нужно ли делать сброс при замене масла?

Для начала — что такое "сброс коррекций"? Программно — это сброс текущих значений корректировок давления для всех пакетов до номинального. Зачем это предусмотрено?

Представим, что машина приехала на ремонт АКПП. Коробка изношена, значения коррекций большие. В процессе капремонта все фрикционные/стальные диски пакетов меняются на новые, зазоры в пакетах вновь становятся минимальными. Также меняются все втулки, тефлоновые кольца, выжимные поршни и прочие уплотнения.

Что будет, если после ремонта не сбрасывать коррекции до нуля? Машина выезжает на отремонтированной коробке, но давление для каждого пакета — старое, чрезмерно высокое, соответствующее износу. В результате пакеты сжимаются слишком рано, даже ударно, происходят явные толчки при переключениях. Естественно, компьютер это поймёт и начнёт постепенно подстраиваться. Но на всю процедуру уйдёт несколько сотен переключений, или примерно 200-300 км пробега для BMW (и 500-1000 км для Audi). И всё это время коробка работает с ударами, а владелец сокрушается — как плохо ему отремонтировали коробку. Поэтому чтобы этого избежать — после капремонта значения коррекций (адаптации) сбрасывают на 0, чтобы начать адаптацию коробки с нуля под новое состояние.

-6

А что же будет, если на изношенной коробке сбросить коррекции? Мы принудительно снижаем давление в пакетах, которое компьютер специально повысил для компенсации износа. В итоге получаем работу изношенных пакетов с пробуксовкой. Это будет восприниматься владельцем как более "мягкое" переключение, но фактически мы дополнительно ускоряем процесс износа для и так уже изношенных пакетов.

Сброс адаптаций после замены масла.

Безусловно, свежее масло отличается по характеристикам (вязкость, моющие свойства) от поработавшего, но — не слишком сильно. При заливке в АКПП свежего масла, действительно, немного изменяются характеристики работы пакетов. Однако, коррекции — это процесс непрерывной работы по подстройке. И эту подстройку компьютер делает непрерывно в постоянном режиме. Если после замены масла сбросить коррекции (адаптации) на 0, то владелец получит первые 300-500 км работы коробки в режиме набора адаптаций с нуля вновь до текущего состояния. Но зачем заставлять коробку делать это с нуля? Она быстрее подстроится под изменившуюся вязкость масла с текущих значений коррекций, нежели заново!

Таким образом, после замены масла нет необходимости сбрасывать адаптации.

-7

Если Вам понравился материал — поставьте ЛАЙК и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш Блог, чтобы не пропустить новые публикации! Мы стараемся для Вас!

Если Вам необходима дополнительная информация об устройстве и эксплуатации автоматических трансмиссий, то рекомендуем ознакомиться с нашим техническим блогом на Drive2 ТУТ.

Если же Вам потребуется высокопрофессиональный ремонт АКПП, гидроблока, гидротрансформатора — обращайтесь! Будем рады Вам помочь.

Наш адрес: г. Москва, Алтуфьевское шоссе, 31 стр.1.

Наши телефоны для связи: +7 (495) 664-41-00 голос; +7 (926) 209-26-79 голос/мессенджеры (What’s App, Viber, Telegram).

Наш официальный сайт: https://zfcenter.ru/