Найти в Дзене
ZFCENTER – РЕМОНТ АКПП

Что такое "коррекции" АКПП, зачем они нужны и что означают? Часть 1.

Цель сегодняшней статьи — простой и понятный рассказ о том, что такое "коррекции" в современных АКПП, для чего они необходимы и что означают значения коррекции. Данный материал будет состоять из нескольких частей и будет основан на принципах изучения теории, а также объяснения их сути с помощью практических примеров. Для начала немного углубимся в теорию для общего понимания вопроса. Одним из основных конструктивных элементов АКПП — является фрикционная пара. Это "пакет" фрикционных дисков. При сжатии диски начинают вращаться, как единое целое. Чтобы сжать диски вместе, используется специальный поршень. Под поршень подаётся рабочая жидкость под определенным давлением, поршень двигается и нажимает на пакет фрикционов, который при этом сжимается. При сжатии пакета происходит включение соответствующей передачи. Принципиально важно, чтобы пакет фрикционов сжался — в строго определенный момент. Важно знать и понимать, что блок управления АКПП (далее — "компьютер") строго и постоянно отсле

Цель сегодняшней статьи — простой и понятный рассказ о том, что такое "коррекции" в современных АКПП, для чего они необходимы и что означают значения коррекции.

Данный материал будет состоять из нескольких частей и будет основан на принципах изучения теории, а также объяснения их сути с помощью практических примеров.

Для начала немного углубимся в теорию для общего понимания вопроса.

Одним из основных конструктивных элементов АКПП — является фрикционная пара. Это "пакет" фрикционных дисков. При сжатии диски начинают вращаться, как единое целое. Чтобы сжать диски вместе, используется специальный поршень. Под поршень подаётся рабочая жидкость под определенным давлением, поршень двигается и нажимает на пакет фрикционов, который при этом сжимается. При сжатии пакета происходит включение соответствующей передачи. Принципиально важно, чтобы пакет фрикционов сжался — в строго определенный момент.

Важно знать и понимать, что блок управления АКПП (далее — "компьютер") строго и постоянно отслеживает каждый момент включения соответствующего пакета фрикционов при переключении передач. Контролирует он этот процесс с помощью датчиков угловых скоростей на входном/выходном валах коробки и с помощью регуляторов давления может изменять давление для каждого пакета так, чтобы обеспечивать нужный момент срабатывания.

Это происходит постоянно, при каждом переключении. Причём — с точностью до долей секунды! Компьютер точно "понимает" включился ли пакет — за нужное время или нет.

Производитель изначально предусматривал, что по ходу работы АКПП какие-то детали могут постепенно изнашиваться (например, резиновые уплотнения поршней), соответственно давление жидкости для срабатывания пакета может меняться (например, из-за внутренних утечек). Также постоянно меняются условия работы масла (горячее или холодное, жидкое или густое).

Для компенсации этих постоянных изменений работы предусмотрено, что давление в каждом контуре каждого фрикционного пакета — может регулироваться своим собственным регулятором давления. Компьютер может менять давление для срабатывания каждого пакета — как уменьшая так и увеличивая его — относительно номинального.

Когда коробка совсем новая, все значения коррекций — номинальные. Далее, по ходу работы, как только компьютер видит отклонения во времени срабатывания пакета — он начинает увеличивать или уменьшать давление для определённого пакета с помощью электрических регуляторов давления (соленоидов). Таким образом, компьютер поддерживает работу АКПП в необходимом режиме, компенсируя отклонения, которые постепенно появляются в системе с течением времени (например, неизбежный износ фрикционов, некоторое постепенное падение давления из-за внутренних утечек и т.д.). Компьютер постоянно в непрерывном режиме корректирует значения давлений для каждого контура, поэтому коррекции — это непрерывно меняющийся показатель.

-2

Итак, значения коррекций — это текущие значения изменений давления относительно номинального. Измеряются в миллибарах и показываются отдельно для каждого пакета фрикционов. Пакетов 5, они именуются латинскими буквами A, B, C, D, E.

На новой коробке все значения коррекций примерно около "0", т.е. значение давления для каждого пакета — номинальное. Однако, если посмотреть значения коррекций на совсем новой коробке, они едва ли будут строго равны "0", т.к. все детали даже в новой коробке имеют некоторые погрешности в размерах (что соответствует допускам). Далее с самого начала работы коробки компьютер начинает отслеживать и корректировать значения давления для каждого пакета, т.к. каждый пакет должен сработать (включиться, замкнуться) за строго определённое расчётное время.

При переключении передачи в АКПП происходит следующее: один пакет сцепления включается (сжимается), другой в этот же момент — выключается (разжимается). Очень важно, чтобы оба действия происходили практически одновременно. Временной зазор — всего несколько миллисекунд. Собственно, вокруг обеспечения выполнения данной задачи и крутится весь процесс.

Каждый раз при срабатывании каждого пакета это время измеряется компьютером и записывается в память. Если время срабатывания отличается от номинального — эти значения также хранятся в памяти и их можно увидеть в виде отчёта отдельно для каждого пакета. Отклонения измеряются в миллисекундах и могут быть как с "плюсом", так и с "минусом".

Итого: для всех пяти пакетов можно увидеть текущие значения корректировок по давлению и текущие значения "времени срабатывания" (ускоренного наполнения) пакета. Всего — 10 значений.

-3

Для чего необходимы данные значения?

Если какой-либо фрикционный пакет не обеспечивает вовремя качественное переключение — компьютер добавляет или уменьшает давление в нём. Также необходимо понимать, что коррекции — это не показатель износа фрикционных пакетов. Если по какой-то причине фрикционный пакет срабатывает не совсем правильно, то компьютер не всегда может это исправить — он может лишь пытаться регулировать давление или же сигнализировать о тех или иных недочётах путем показателей коррекций.

Таким образом, показатели коррекций автоматических трансмиссий не являются показателем корректной/некорректной работы коробки. Значения коррекций — это косвенный параметр. Они показывают, как ЭБУ корректирует давление для каждого пакета относительно номинального, чтобы обеспечить требуемое качество переключения. Основной же параметр для оценки — это работа АКПП. Если трансмиссия работает правильно — значит, коррекции дают нужный результат.

Значения коррекций можно сравнить с результатами анализа крови у человека. Сами по себе анализы говорят лишь об отклонениях тех или иных показателей в организме. Только вместе с другими результатами диагностики здоровья можно точно говорить о симптомах, а также ставить тот или иной диагноз.

Именно поэтому мы всегда призываем автовладельцев обращать внимание не на значения коррекций, а на результаты грамотной диагностики трансмиссии. Под грамотной диагностикой понимается не просто считывание ошибок электронным прибором, но и осмотр опытным мастером, который может "послушать" Ваш автомобиль (и его Владельца) и сделать правильный вывод по работе коробки. Мастер-диагност может также оценить в процессе диагностики некоторые значения в режиме оценки потока данных. Очень важно именно почувствовать, что и как работает, переключается и т.д., "примерить на опыт".

Важно помнить одну вещь: наиболее точно оценить состояние АКПП можно только при комплексной диагностике в специализированном сервисе. Фразы о том, что если пробег больше 200-300 тысяч км., то следует срочно ремонтировать или менять трансмиссию, не стоит воспринимать серьёзно до прохождения полной диагностики в профильном техцентре.

-4

На этом наша теоретическая часть материала по коррекциям АКПП подошла к концу. Не переключайтесь, в следующей части мы расскажем Вам о следующем:

— можно ли говорить, что значения коррекций однозначно говорят о состоянии коробки?
— как их правильно "читать" и какие значения "нормальные"?
— что происходит при сбросе коррекций?
— существует ли необходимость сброса коррекций? Если да, то когда это необходимо делать?

Если Вам понравился материал — поставьте ЛАЙК и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш Блог, чтобы не пропустить новые публикации! Мы стараемся для Вас!

Если же Вам потребуется высокопрофессиональный ремонт АКПП, гидроблока, гидротрансформатора — обращайтесь! Будем рады Вам помочь.

Наш адрес: г. Москва, Алтуфьевское шоссе, 31 стр.1.

Наши телефоны для связи: +7 (495) 664-41-00 голос; +7 (926) 209-26-79 голос/мессенджеры (What’s App, Viber, Telegram).

Наш официальный сайт: https://zfcenter.ru/