Шипы на зимней резине играют важную роль в обеспечении надежного сцепления на ледяных и заснеженных поверхностях. Повышая устойчивость и управляемость при низкой температуре, они гарантируют безопасность движения в холодную зиму. Когда шипы стираются и выпадают, сцепные свойства покрышек существенно снижаются, что усложняет управление машиной и возникает необходимость в покупке новой резины.
Однако, не всегда при выпадении небольшого количества шипов требуется немедленная замена шины. Важно учитывать степень износа, общие качества, а также условия эксплуатации. В статье мы рассмотрим, как правильно оценить основные характеристики и определить время для покупки новой резины.
Основные критерии оценки состояния шин
✓ Замер рельефного рисунка протектора
Правилами дорожного движения часто устанавливается минимально допустимая высота протектора. У зимней резины она обычно составляет 4 мм. Для измерения используйте специальный индикатор глубины или линейку. Если протектор изношен до этой отметки и ниже, следует заменить шины.
✓ Определение равномерности износа покрышек
Одинаковая степень износа говорит о правильной эксплуатации и балансировке. Несимметричное стирание указывает на проблемы с подвеской, давлением в шинах и сход-развалом. Если разница в высоте протектора больше 1 мм, производители шины настоятельно рекомендуют заменить резину, даже если общая глубина рельефа еще на допустимой отметке.
✓ Проверка на наличие трещин и вмятин
Дефекты на покрышках могут свидетельствовать об их старении и привести к внезапному разрушению шины во время движения. Любые трещины, порезы или вмятины являются основанием для ее замены.
Анализ количества и состояния шипов. Влияние на их безопасность
Шипы на зимней резине улучшают сцепление со скользким покрытием. При их потере значительно снижается эта способность и следует задуматься о новых шинах.
Нижеперечисленные критерии помогут понять, насколько безопасно использовать имеющиеся зимние шины или уже пора купить новый комплект:
▶ Потеря до 5 % шипов. Покрышки сохраняют свои первоначальные эксплуатационные свойства, обычно не оказывая воздействия на управляемость, тормозной путь и сцепление с дорогой.
▶ Потеря 10 % шипов. Начинается заметное снижение сцепных характеристик. Хотя шины все еще пригодны для применения, важно быть более осторожными во время движения.
▶ Потеря 30-40 % шипов. Резина уже не обеспечивает должного сцепления, особенно на обледенелых поверхностях. Увеличивается риск скольжения и сложность контроля управления.
▶ Потеря 60 % шипов и более. Считается, что покрышки сильно изношены и представляют серьезную опасность на дороге. Сцепление с дорогой практически отсутствует, что делает торможение и управление автомобилем крайне нестабильным. Эксплуатация таких шин небезопасна и может привести к аварийным ситуациям.
Дошиповка как возможное решение
Дошиповку резины рассматривают как альтернативу полной замены резины. Однако, безопасность и результативность этого процесса зависят от нескольких моментов.
Условия, при которых дошиповка эффективна:
✔ глубина протектора составляет не менее 7 мм. Это обеспечивает достаточное пространство для установки новых шипов и сохранения структурной целостности;
✔ шины достаточно эластичны и не слишком изношены, в противном случае шипы не будут держаться и лучше купить новые колеса;
✔ покрышки не имеют серьезных дефектов. Глубокие порезы, трещины или вмятины для размещения шипов будут препятствием.
Последствия дошиповки:
‒ установка шипов требует высокой точности и профессионализма. Некачественное закрепление приведет к быстрому их выпадению;
‒ даже при успешной дошиповке, покрышки могут не достигать первоначальных характеристик сцепления, особенно если износ резины был существенным;
‒ дошипованные шины, как правило, имеют меньший срок службы по сравнению с новыми, а в некоторых регионах есть законодательные запреты (ограничения) и лимитация (санкции), связанные с нормами безопасности.
Роль ламелей и состояние резиновой смеси
Ламели – тонкие прорези в протекторе, которые увеличивают количество краев, взаимодействующих с дорожной поверхностью. При движении колеса ламели сжимаются и расширяются, создавая дополнительное трение. Они также помогают отводить талый снег и воду от резины, предотвращая аквапланирование.
Со временем резиновая смесь теряет эластичность и мягкость из-за окисления и воздействия различных факторов, таких как температура, солнечный свет и влажность. По мере старения покрышки ламели становятся менее гибкими и "активными". Это снижает их способность адаптироваться к поверхности дороги, ухудшая сцепление и стабильность.
Поддержание резины в хорошем состоянии – вопрос не только комфорта, но и безопасности. Решение о замене шин должно базироваться на комплексной оценке. В случае сомнений, консультация с профессионалами поможет вам принять правильное решение.
☑ Приобретайте покрышки известных брендов у проверенных продавцов. Качественная резина обеспечивает лучшее сцепление с дорогой и длительный срок эксплуатации.
☑ Убедитесь, что выбранные шины подходят для вашего типа машины. Правильный выбор резины в зависимости от сезона и условий применения повышает безопасность и комфорт вождения.