Я очень часто сталкиваюсь с вопросом «А зачем изучать искусство?». Как минимум для того, чтобы замечать его вокруг себя. Например, режиссеры часто используют отсылки и цитируют произведения искусств в своих фильмах. Но неискушенный зритель, скорее всего, не придаст этому значения.
Визуальный образ — это то, что объединяет живопись и кинематограф. Отсылки к художественным произведениям называют киноэкфрасой. И такой прием зачастую встречается в творчестве режиссеров.
1. Например, Андрей Тарковский не раз обращался к произведениям искусств в фильме «Солярис». В знаменитой сцене невесомости отчетливо узнаются «Охотники на снегу» П. Брейгеля Старшего. Но почему выбор режиссера пал именно на эту работу нидерландского художника? Здесь прослеживается параллель с детством главного героя, а также доминирует ощущение щемящей тоски по дому. В сочетании с хоральной прелюдией Баха f-mool и "шумовой партитурой" Э. Артемьева Тарковский демонстрирует зрителю «отрыв от Земли». И если поначалу картина Брейгеля является лишь предметом обстановки, то постепенно она начинает играть все бóльшую роль: заполняет пространство экрана, детали оживают и из космической станции герои и зритель переносятся в воспоминания. Художественной аллегорией ностальгии по дому и становятся "Охотники на снегу". Для Тарковского Брейгель стал посредником между Космосом и Землей.
В финале Тарковский обращается к работе Рембрандта «Возвращение блудного сына». Тема «отцов и детей» волновала и Тарковского старшего. Параллель финальной сцены здесь очевидна. Блудный сын не просто возвращается домой. В космических скитаниях главного героя Тарковский видит ложный путь к познанию. Вернувшись на Землю после изучения чужой планеты, Кельвин практически в точности воспроизводит композицию полотна Рембрандта. Интересно то, как Тарковский организует пространство. Дверной проем напоминает раму, подчеркивая ценность кадра и сближая его с художественным произведением.
Тарковский не просто цитировал произведения искусств, он выстраивал диалоги зрителя с художественным и музыкальным наследием.
2. Главный поклонник Тарковского, Ларс фон Триер, также использует отсылки в своих фильмах. Самый известный пример вы найдете в «Меланхолии». Визитной карточкой фильма стал кадр, где главная героиня лежит в воде с букетом цветов. Это прямая отсылка к «Офелии» прерафаэлита Дж. Милле. Финал «Меланхолии» и «Гамлета» лишний раз подчеркивает это сходство.
Братство прерафаэлитов сформировалось во второй половине XIX века. Название прочеркивает уважение деятелей к творчеству мастеров, творивших до Рафаэля. Прерафаэлиты отвергали академические традиции и выступали против условностей. Ларс фон Триер также выступает с новаторского идеями (его "Догма-95" является бунтом против устоявшихся традиций).
И Триер, и Милле эстетизируют смерть. И Офелия, и Жюстин противопоставляются живой природе. На их лицах нет страха, лишь отрешенность. Прерафаэлиты явно вдохновляли Триера. Как настоящий художник он подробно "вырисовывает" кадр, уделяя внимание каждой детали. Если поставить фильм на пазу, то любой стоп-кадр превратится в картину."Офелия" – самый популярный, но, конечно же, не единственный арт-референс в фильма Ларса фон Триера. Режиссер также ссылается на «Страну Лентяев» Брейгеля и скандальную работу Г. Курбе. «Происхождение мира» (кстати, о Триере у меня есть отдельная статья).
3. Наш следующий пример - аллюзия на работу Ф. Кало "Сломанная колонна" в фильме Л. Бессона "Пятый элемент". "Сломанная колонна" - автопортрет Фриды, но на ней не просто необычный наряд, а корректирующий корсет, который ей приходилось носить после аварии. Костюм Лилу выглядит как модный костюм будущего: белый цвет и минимализм выглядят очень футуристично. Фрида, как и Лилу, страдала от одиночества, чувствовала себя "инопланетянкой", сгорая от любви к своему мужу Диего Ривере.
4. Еще один пример киноэкфрасы вы найдете в фильме "Афера Томаса Крауна". Самый знаменитый кадр практически в точности повторяет работу Р. Магритта "Сын человеческий". Сам художник говорил о смысле картины, как о конфликт между тем, что мы видим и тем, что скрыто от нашего взгляда. В фильме Дж. Мактирнана главный герой надевает характерный костюм, эффектный красный галстук и котелок и отправляется грабить музей. Кстати, эта же картина висит в кабинете Томаса Крауна (но он говорит, что это копия).
5. И завершает нашу подборку аллюзия на одну из самых известных работ. "Поцелуй" Г. Климта "оживает" в "Острове проклятых" М. Скорсезе. Сходство очевидно. Сцена, в которой герой Леонардо ДиКаприо обнимает силуэт своей погибшей в пожаре жены представляет собой кинематографическую аналогию с работой известного австрийского художника. И на картине, и на большом экране в обреченном объятии героев чувствуется и страсть, и отчаяние.
Спасибо, что дочитали до конца! Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)