Судя по растущему числу аэропортов-миллионников, в России либо увеличивается спрос на внутренний туризм, либо стоимость проезда на железнодорожном транспорте становится всё менее и менее привлекательной. По крайней мере, в крупные города становится всё более выгодным и удобным добираться именно на воздушном транспорте.
По итогам прошлого года, число аэропортов, обслуживающих более одного миллиона пассажиров в год, увеличилось на три. Здесь надо отметить разнонаправленные характеристики увеличения пассажиропотоков. Так планку в один миллион пассажиров вполне ожидаемо преодолел аэропорт Саратова. Крупный промышленный город на берегах Волги привлекает всё больше авиапассажиров за счёт роста научно-промышленной составляющей, нежели за счёт туристической.
Вторым по приросту пассажиропотока сверх миллиона стал аэропорт Оренбурга. Его значительная удалённость от Москвы способствует росту в основном транзитных пассажиров, которые затем отправляются другими видами транспорта как по близлежащим областям, так и на территорию соседнего Казахстана.
И, наконец, совершенно неожиданно в 2023 году планку в один миллион пассажиров в год преодолел Грозный, увеличив по сравнению с предыдущим годом пассажиропоток почти на 30%.
Из обоймы миллионников выбыл лишь аэропорт Талаги, Архангельск. Но это объясняется тем, что он большую часть года был закрыт на реконструкцию взлётно-посадочной полосы. Вместо него пассажиров принимал небольшой и совершенно неудобно расположенный местный аэропорт Васьково. Представляется, что по итогам 2024 года аэропорт Талаги опять сможет преодолеть миллионную отметку. И связано это будет прежде всего за счёт большого интереса к этому региону именно со стороны туризма.
Среди постоянных членов Клуба миллионников среди аэропортов наибольший прирост по трафику за прошлый год наблюдался у аэропортов Иркутска (что вполне объяснимо за счёт огромного роста внутреннего туризма), а так же у аэропорта Казани, что тоже вполне объяснимо.
Вполне вероятно, что по итогам 2024 года в число аэропортов-миллионников могут войти гавани в Благовещенске (было 914 тысяч пассажиров), Петропавловск-Камчатском (900 тысяч по итогам 2023 года), а так же аэропорт Владикавказа (916 тысяч).
Произошли изменения в ведущей тройке аэропортов по числу пассажиропотока. Первое место традиционно занимает Шереметьево (36,6 миллионов пассажиров за прошедший год). На второе место вышел аэропорт Пулково, незначительно опередив столичный Домодедово.
А вот подмосковный Жуковский по-прежнему уверенно превышает миллион пассажиров в год (почти 1,5 миллиона) несмотря на свою непритязательность и не очень удобное расположение в московском авиаузле.
Таким образом, в столичном авиаузле наблюдается определённое затишье, видимо до восстановления полноценного трафика по европейским направлениям. В то время как рост пассажиропотока среди региональных аэропортов будет по-прежнему увеличиваться за счёт спроса на внутренний туризм. И это весьма обнадёживающее событие.