Найти тему
Системы безопасности

Олимпийская воздушная гавань: новый уровень транспортной безопасности

АО "Международный аэропорт Сочи" (АО "МАС") получил престижную национальную премию в области транспортной безопасности в России, занял первое место в номинации "Лучший субъект транспортной безопасности". В данной статье автор рассказывает о реализованных проектах по транспортной безопасности и задачах, решение которых повысит защиту аэропортового комплекса.

Андрей Маховский
Начальник Службы транспортной и авиационной безопасности АО "Международный аэропорт Сочи"

Международный аэропорт Сочи имени В.И. Севастьянова (АО "МАС"), находящийся под управлением ООО "Аэродинамика", в конце 2022 г. был удостоен первого места в одной из престижных национальных премий в области транспортной безопасности (ТБ) в России в номинации "Лучший субъект транспортной безопасности". Получение столь престижного и высокого звания особенно приятно в период, когда аэропорт Сочи стал уникальным хабом во время санкций и введения режима временного ограничения полетов.

По данным Минтранса, пассажиропоток аэропорта Сочи в 2022 г. вырос на 17% и достиг 12,9 млн пассажиров, таким образом обновив свой рекорд 2021 г., который составлял 11,1 млн пассажиров.

В настоящее время аэропорт Сочи является единственной работающей в регионе воздушной гаванью, а также южным мультимодальным транспортным хабом для жителей Краснодарского края и гостей региона.

Рост пассажиропотока повлек за собой усиление мер транспортной безопасности, особая ответственность легла на службу транспортной авиационной безопасности аэропорта (СТ(А)Б).

ФЗ-16 от 09.02.2007 г. "О транспортной безопасности" определяет: "Транспортная безопасность – состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств (ТС) от актов незаконного вмешательства (АНВ), где АНВ считается противоправное действие или бездействие, в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий".

Задача аэропорта – в первую очередь создать то самое "состояние защищенности ОТИ и ТС от АНВ", однако возникающие новые угрозы и вызовы обязывают аэропорт модернизировать систему ТБ, улучшать технические средства, а также внедрять новейшие технологии.

Технические и организационные меры по транспортной безопасности

Что обязывает аэропорт модернизировать меры в области транспортной безопасности? Ответ прост. Новейшие технологии, инновационные разработки с использованием искусственного интеллекта, различные информационные технологии, с одной стороны, несут в себе много преимуществ для человечества, а с другой – создают новые угрозы, в том числе и для аэропорта, из чего следует, что меры по обеспечению безопасности должны отвечать всем современным вызовам.

Безопасность в аэропорту Сочи является безусловным приоритетом его деятельности и поддерживается за счет эффективного взаимодействия с другими правоохранительными органами.

В настоящий момент в аэропорту Сочи сформирована система противодействия АНВ. За счет проведения мероприятий по модернизации системы авиационной безопасности реализованы проекты, направленные не только на передовые технические решения, но и на повышение квалификации персонала СТ(А)Б. Особое внимание уделяется внедрению самых современных и эффективных разработок в сфере обеспечения безопасности.

Пункты досмотра, контроль автотранспорта

Пункты досмотра оснащены техническими средствами, обеспечивающими 100%-ный досмотр сотрудников, членов экипажей, пассажиров, их ручной клади, багажа, грузов, почты, бортовых запасов и бортового питания, организован также контроль за перемещением автотранспортных средств на привокзальной площади и в зоне ТБ, введена дополнительная группа быстрого реагирования в здании аэровокзального комплекса, увеличено количество патрулирований прилегающей территории кинологической группой СТ(А)Б со служебными собаками.

Охранно-тревожная сигнализация и пункт управления

В 2022 г. был завершен большой проект модернизации охранно-тревожной сигнализации: помещения всех зданий и сооружений были оснащены датчиками разбития стекла и объемными датчиками движения, а на двери и открывающиеся окна была установлена специальная герконовая система, контролирующая их открытие. На крышах всех зданий установлены лучевые датчики обнаружения нарушителя и инженерные средства охраны, что позволило создать два рубежа охраны. Были также обновлены охранные системы.

В целях своевременного реагирования диспетчеров пункта управления обеспечения транспортной безопасности (ПУОТБ) на сигнал "тревога" с систем охранно-тревожных сигнализаций был реализован проект "Улучшение работы ПУОТБ". Реализация данного проекта позволила организовать рабочие места диспетчеров с распределением их функций и объединением охранно-тревожных систем. Дополнительно, для оперативного реагирования, введена в работу видеостена с выводом изображения особо уязвимых участков.

Кинологическая группа

Успешно был реализован проект по развитию и обучению кинологической группы, в результате которого разработана программа первоначальной подготовки инспекторов-кинологов.

Учебный курс был расширен новыми методиками и техниками дрессировки, при этом время подготовки сокращено в полтора раза. Служебные собаки стали использоваться при досмотре воздушного судна (ВС) и багажа, а также при его комплектовке.

Перронный контроль

Для исключения несанкционированного пересечения пассажирами зон транспортной безопасности был реализован проект "Перронный контроль", в результате которого была разработана собственная программа с алгоритмом расчета численности персонала в зависимости от взлетно-посадочных операций, что способствовало исключению нарушений пересечения зон перевозочного и технологического секторов пассажирами.

Кадровые изменения

Стоит отметить, что структура АО "МАС" в области обеспечения безопасности также существенно изменилась: введены дополнительные ключевые должности профайлеров, группа быстрого реагирования в аэровокзальном комплексе, а также расширен штат кинологической группы.

Модернизация систем безопасности на постоянной основе

В завершающей стадии находится проект модернизации систем видеонаблюдения и аудиозаписи. необходимо подчеркнуть, что стратегическое значение воздушной гавани для развития авиаперевозок на юге страны диктует необходимость постоянной модернизации данного инфраструктурного объекта.

БПЛА: угрозы безопасности и меры противодействия

Одна из приоритетных задач в настоящее время – борьба с беспилотными летательными аппаратами (БПЛА).

Дроны в небе – проблемы на земле

В настоящее время большинство стран мира активно создает перспективные образцы БПЛА, которые получили широкое распространение и стали использоваться в различных целях.

По подсчетам специалистов "Рособоронэкспорта", на сегодняшний день более 50 фирм в 40 странах разрабатывают и выпускают более 600 типов БПЛА [1].
По оценкам экспертов, за последние пять лет граждане России приобрели до полумиллиона дронов. По другим данным, в небе России летает от 300 до 500 тыс. беспилотных воздушных средств. С каждым годом тенденция к росту только увеличивается, и в ближайшие пять лет эти цифры могут удвоиться [2].
Вопрос противодействия БПЛА на объектах особой важности, к числу которых относятся объекты транспортной инфраструктуры, должен быть решен в ближайшем будущем, так как дроны могут нанести весьма существенный ущерб [3].

Попробуем разобраться, какую опасность представляют БПЛА для аэропорта.

БПЛА основные угрозы
БПЛА основные угрозы

Виды угроз

Беспилотники летают на тех высотах, где воздушные суда взлетают и заходят на посадку, представляя физическую угрозу для гражданских воздушных судов. Столкновение самолета даже с небольшим дроном может создать риск его повреждения или падения вследствие повреждения фюзеляжа или отказа двигателя при попадании дрона в турбину.

Достаточно вспомнить инцидент в аэропорту Квебек в 2017 г., когда любительский дрон столкнулся с пассажирским самолетом авиакомпании SkyJet Airlines при заходе на посадку. К счастью, никто из пассажиров и членов экипажа не пострадал, а самолет получил незначительные повреждения [4].

Существенной угрозой является использование БПЛА для транспортировки запрещенных грузов, пересечения границ, проникновения на территории зон особой важности, осуществления мониторинга в режиме реального времени с целью обхода постов охраны. Однако наибольшую опасность представляет применение БПЛА в террористических целях.

Меры противодействия дронам

Борьба с беспилотными летательными аппаратами ведется со стороны государства посредством регламентации процесса их регистрации, необходимости получения разрешения на полеты, а также утверждением мер наказания за игнорирование закона о регистрации и правил использования воздушного пространства РФ.

В действительности, согласно данным центра учета беспилотных воздушных судов (БВС) "Госкорпорация по ОрВД", из сотен тысяч дронов на учет поставлено только 68 тыс. Это не связано со сложностями их регистрации для частных лиц, зарегистрировать свой дрон сейчас очень просто. но поскольку инструментов контроля за регистрацией фактически нет, то эти требования выполняют далеко не все. На сегодняшний день для борьбы с БПЛА разработано достаточно средств, принцип действия которых основан главным образом на электромагнитном излучении (импульсе), нарушающем связь оператора с беспилотником, а также работу навигационной аппаратуры.
Применяется также так называемый Spoofing – подмена спутникового сигнала GPS более мощным ложным для изменения траектории полета БПЛА.

Вблизи аэродромов такое оборудование используется аккуратно, чтобы не нарушить аэронавигационное обеспечение полетов. Разработаны также меры защиты гражданских аэропортов от несанкционированных полетов беспилотников – принудительное приземление БПЛА.

Обнаружение химических и биологических агентов

Актуальной задачей является также обнаружение химических и биологических агентов при входном контроле, а именно оснащение пунктов досмотра соответствующим оборудованием.

Законодательство РФ предписывает оснащать транспортные объекты оборудованием, способным выявлять и идентифицировать опасные химические и биологические агенты. Согласно закону о транспортной безопасности, выявление и распознавание подобных запрещенных предметов и веществ с применением технических средств досмотра возложены на субъекты транспортной инфраструктуры.

Список литературы

  1. Противодействие БПЛА: защита от дронов и квадрокоптеров [Электронный ресурс] // URL: https://www.ao-avtomatika.ru/media/blog/protivodeystvie-bpla-zashchita-ot-dronov-i-kvadrokopterov/?ysclid=lftbsryoby716122949 (дата обращения: 28.03.2023 г.).
  2. Рынок беспилотников: взрывной рост, хаос и бюрократия [Электронный ресурс] // URL: https://mashnews.ru/ryinok-bespilotnikov-vzryivnoj-rost-xaos-i-byurokratiya.html (дата обращения: 28.03.2023 г.).
  3. Защита аэропортов от беспилотников [Электронный ресурс] //URL: https://anti-dron.ru/produkty/zashchita-aeroportov-ot-dronov-i-kvadrokopterov.html?ysclid=lftc2rueby858646787 (дата обращения: 28.03.2023 г.).
  4. Дрон впервые столкнулся с пассажирским самолетом [Электронный ресурс] // URL: https://nplus1.ru/news/2017/10/17/collision?y sclid=lfto410gh3729436707 (дата обращения: 28.03.2023 г.).

Оригинал публикации >>

Фото: ru.freepik.com