Найти тему
93,4K подписчиков

Фильм "Чувства Анны" (реж. А. Меликян) - прививка от бессмысленности

С первых кадров с экрана на тебя льются потоки безразличия, отчужденности, бесчувственности - лица людей, конвейер на фабрике, единая униформа, городской пейзаж - усиливают такой эффект.

С первых кадров с экрана на тебя льются потоки безразличия, отчужденности, бесчувственности - лица людей, конвейер на фабрике, единая униформа, городской пейзаж - усиливают такой эффект. Решение режиссера снять фильм черно-белым только добавило к этой атмосфере - отсутствие цвета сродни отсутствию чувств в нем.

После выхода из кинотеатра невольно начинаешь вглядываться в лица людей, ища искренние эмоции и проявления добрых чувств. Потому что они становятся тебе необходимы как воздух после этой депривации. И такая пробудившаяся жажда доброты является освобождением от бесчувственности и, в купе со всеми остальными достоинствами, делает фильм заслуживающим внимания.

Два главных послания, которые слышит и передаёт для человечества главная героиня работница шоколадной фабрики Анна - "все со всем связано" и "любите друг друга".

Послания звучат довольно "в лоб", абсурдно, и не доходят до нужной глубины осознания и понимания, потому что не вписываются в общую атмосферу происходящего и кажутся чуждыми.

Идея взаимосвязанности всего во вселенной совсем не нова. Вспомним древнегреческих философов, например, Гераклита, который верил в существование некоего вселенского порядка и справедливости. Он верил в космический закон, который гласит - "Одно - это все, а все - это одно". Он означает - чтобы постигнуть смысл нашей жизни, нужно поверить, что все вещи взаимосвязаны, потому что тогда смысл становится всеобщим, объединяющим, а не разъединяющим. Наличие смысла делает жизнь ценной, не смотря на все горести, многие из которых неизбежны. Смысл каждый открывает для себя сам. Древние также считали, что наличие смысла подтверждает наличие души.

И здесь мы не можем не вспомнить и Виктора Франкла, основателя логотерапии (смыслоцентрированой терапии), который говорил об универсальности смыслов. Универсальные смыслы открываются человеку, когда тот выходит за пределы себя - видит чуть больше, действует, исходя из более объёмного видения себя, ситуации и мира вокруг.

Когда человек соотносит свои поступки с универсальными смыслами и своим "внутренним компасом" его жизнь становится осмысленной. Он черпает огромную силы в своей связанности с миром вокруг него - людьми, природой, творчеством, делом, которое делает своим.

Главная героиня Анна - контактер (так её называют), потому что через неё настойчиво передаётся слово и звучание смысла. Но Анна сама глуха к ним, ее чувства притуплены, она словно слепой котенок ищет место потеплее и своего личного счастья, построенного на удовольствиях, которых была лишена всю жизнь.

В фильме есть контакт, но нет диалога.

Кстати, слово "диалог" имеет тот же корень "логос" (смысл, причина), к которому добавляется "диа", что означает "через". И тогда "диалог" обретает более глубокий смысл, чем передача информации, а становится доступом к средоточию общего духа, смысла через истинную связь между людьми.

Только подлинный диалог позволяет людям признать, что каждый из них - это нечто большее, чем они сами.

В фильме мы почти не наблюдаем подлинного общения на глубинном экзистенциальном его уровне. И остается загадкой, чьи же голоса слышит Анна? Действительно ли это посланцы из космоса, или что-то другое, например, голос "логоса", который, вдруг, фантастическим образом обрёл человеческий язык?

Фильм про ценности, глубокие смыслы, путь к которым открывается и через чувства. И эти смыслы, как и у Франкла - универсальные - любовь, сострадание, взаимопомощь, прощение и благодарность.

Надежду даёт всепрощающая любовь мужа главной героини.

А я вспоминаю ещё одну героиню, тоже работницу фабрики, только игрушек, из великого фильма Акиры Куросавы - "Жить".

В нем главный герой спрашивает свою юную подругу, работницу фабрики игрушек о том, как ей удаётся быть такой счастливой, радостной, работая на конвейере игрушек, выполняя бессмысленную монотонную работу изо дня в день. На что она ему отвечает: "Каждый раз, когда я на конвейере беру в руки игрушечного зайца, я представляю, что я играю с каждым японским ребенком"...

Ольга Трофимова, психолог-консультант (экзистенциальный анализ и логотерапия).

Работаю с запросами - отсутствие смысла и целей.

Контакт в телеграмм: @Olya_AT

Автор: Ольга Трофимова
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru