Найти тему
ПроАвтобизнес

Белорусы замахнулись на «второй АвтоВАЗ», или почему у них не получится создать свой автогигант

Длительное время Российская Федерация рассматривалась ведущими мировыми автопроизводителями как базовая территория постсоветского пространства, как плацдарм для проникновения на рынки стран СНГ. Действительно, огромный по емкости авторынок РФ гарантировал возврат вложенных инвестиций, вдобавок, размещение производственных площадок в РФ позволяло экспортировать продукцию на рынки соседних стран.

Однако в рамках Таможенного союза на территории Беларуси и Казахстана были созданы производства, которые успешно экспортировали автомобили на российский рынок. В частности, это совместное предприятие «БелДжи», расположенное в Республике Беларусь в сотрудничестве с китайским партнером Geely Automobile. Изначально, российский рынок рассматривают как основной для сбыта выпускаемых автомобилей марок Geely, а теперь и белорусского бренда BG. Производственные мощности завода рассчитаны на выпуск 120 тысяч автомобилей в год.

-2

Так сложилось еще в годы плановой советской экономики, что эта союзная республика специализировалась на выпуске грузовой техники, спецтехники, тракторостроения и т.д. Уже за годы независимости был начат выпуск автобусов и другой пассажирской техники и коммерческих автомобилей. А вот легкового автостроения не было. С созданием совместного предприятия «БелДжи» этот пробел исправлен.

Информация о том, что теперь на предприятии «БелДжи» будут углублять локализацию выпускаемых автомобилей новой белорусской марки BG, не сенсационная. Об этом шла речь во время пребывания президента РБ Александра Лукашенко 18 января 2024 года на предприятии. На встрече с коллективом завода он рассказал о том, что вскоре начнется строительство нового кузовного цеха, где будет организована штамповка частей кузова автомобилей. А также о том, что ряд белорусских предприятий будут осваивать некоторые компоненты для выпускаемых здесь автомобилей.

Фото агентства Belta.by
Фото агентства Belta.by

«Перспектива – чтобы мы построили здесь (как мы еще тогда планировали, когда открывали завод) кузовной цех и штамповали кузова здесь, - отметил Лукашенко. - … Предприятие состоялось. Не надо себя перехваливать: большой путь нам еще надо пройти, чтобы не таскать комплектующие со всего мира и прежде всего дружественного нам Китая. Спасибо им, что помогли нам создать такое предприятие. Сейчас мы уже созрели, чтобы делать автомобиль по максимуму белорусский. Мы смотрели ряд комплектующих, за которые наши предприятия взялись».

Интерпретировать слова руководителя соседнего государства можно только в том контексте, что «делать автомобиль по максимуму белорусский» не означает, что Республика Беларусь нацелилась на аналогичный путь, который в свое время прошел российский АвтоВАЗ. Полностью сделать из FIAT-124 отечественный ВАЗ-2101 в современных белорусских реалиях однозначно не получится. Чтобы автомобили белорусской марки BG стали полностью белорусскими, как некогда советские «Жигули», нужны огромные инвестиции, какие вряд ли может позволить себе это небольшое государство.

-4

Проиллюстрировать эту невозможность довольно легко. Просто стоит задать вопрос: сможет ли организовать Беларусь выпуск мотора для этих легковушек, коробок переключения передач? В ближайшее время вряд ли. Эти агрегаты будут импортировать из Китая.

Сегодня курс белорусского легкового автостроения можно описать следующим образом: они находятся на стадии, которая была известна у нас в России как «промсборка-1». Напомним, этот инвестиционный механизм, принятый в РФ еще в 2005 году, предусматривал такие технологические процессы как сварка, окраска, сборка, и достижение 30% уровня локализации.

-5

Поэтому, фактически, белорусскому автопрому, ой как далеко до запланированного «максимально белорусского автомобиля». Можно привести аналогию из нашего прошлого. Это если бы на сборочный комплекс АвтоВАЗа в Тольятти, двигатели и коробки для отечественных «Жигулей» поставлялись бы из Италии. При этом руководители СССР Л.И.Брежнев и А.Н. Косыгин ставили бы задачу о «максимально советских автомобилях «Жигули».

-6

Сегодня здесь на заводе «БелДжи» получена лицензия на модель Geely Coolray предыдущего поколения, которая переименована в BG X50. В 2024 году запланировано получение лицензии еще на две модели Geely – X70 (кроссовер Atlas Pro) и S50 (среднеразмерный седан Emgrand). Лицензии позволят активизировать работы по импортозамещению автокомпонентов. И как надеются в РБ получить компетенции не только по производству автомобилей, но и по модернизации, а затем и разработке автомобилей. Также Лукашенко ставит задачу о белорусском электромобиле, который планирует серийно выпускать с 1 января 2025 года.

Geely Emgrand
Geely Emgrand

Образец кроссовера X50 передан в НАН Беларуси для создания на его базе отечественного электромобиля. После проведения конструкторских работ серийное производство отечественного электромобиля планируется на СЗАО «БелДжи».

За прошлый год белорусским предприятием было произведено и продано порядка 68 тысяч автомобилей. Тем не менее, китайская марка Geely увеличила продажи в России в 3,5 раза до 93 553 автомобилей. Это невероятный результат, вызванный последствиями ухода автокомпаний из недружественных стран. Самым популярным в РФ стал кроссовер Coolray с показателем 38 220 автомобилей (рост в 2,9 раз). На втором месте Geely Monjaro (20 423 шт.), замыкает тройку лидеров Geely Atlas Pro (17 679 шт.). В ноябре на российский рынок вышел седан Geely Emgrand. Отметим также что в дилерских центрах Geely на территории РФ начата продажа кроссовера BG X50.

-8

Собственный же белорусский рынок новых автомобилей в прошлом году составил всего 22,7 тыс.шт. (по данным Белорусской автомобильной ассоциации). При этом в декабре доля продаж автомобилей «БелДжи» двух марок составила 71%.

«Пока я Президент, мы этот завод не бросим. Это мой ребенок отчасти. Будем его совершенствовать, растить, обучать и так далее. Это наше достояние. Мы это сделали, и будем двигаться вперед», - сказал Лукашенко.

Пока же поставленные перед предприятием задачи не тянут на создание высоколокализованного производства иномарок, как это было до недавнего времени в России. Упомянем две главные причины почему это будет сделать трудно. Первая, это ограниченность емкости как российского, так и белорусского рынков. Это не дает возможности сокращения издержек из-за масштабирования производства. Второе, автокомпоненты из Китая всегда будут несколько дешевле, нежели произведенные на территории стран Таможенного союза. Поэтому, если хотя бы в структуре стоимости белорусские автомобили дотянут до уровня локализации автомобилей Renault, выпускаемых до 2022 года в РФ, это можно будет рассматривать как успех.

-9

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz