Найти в Дзене
Hi-Tech Mail

Сигвей: почему он так и не стал транспортом будущего?

Оглавление

Когда в 2001 году миру представили Segway — электрическое самобалансирующееся средство передвижения — многие журналисты называли его "революцией в городской мобильности". Создатели уверяли, что он изменит то, как люди перемещаются по городу. Говорили даже, что города будут перестраиваться под Segway. Прошло более 20 лет, и мы видим, что этого не случилось. Почему?

Идея, опередившая время

Создатель Segway — изобретатель Дин Кеймен — предложил инновационное решение. Устройство использовало гироскопы и датчики для поддержания равновесия, управляется движением тела, работает на электричестве и не требует топлива — всё это звучало как транспорт будущего.

Но несмотря на техническую изощрённость, массовой популярности не случилось. И вот почему.

1. Высокая цена

Когда Segway только вышел на рынок, его цена составляла около 5 тысяч долларов. Для устройства, которое не заменяет ни автомобиль, ни велосипед, это оказалось слишком дорого. Массовый потребитель не был готов платить такую сумму за транспортное средство, которое не решает привычные задачи повседневной мобильности.

2. Недостаточная практичность

Segway позиционировался как средство для коротких городских поездок. Но:

  • Он не помещался в общественный транспорт или багажник авто;
  • Его сложно было хранить в квартире;
  • Он не защищал от дождя, снега или холода;
  • На лестницах и неровностях дороги он бесполезен.

В условиях большинства городов это означало — Segway неудобен для ежедневного использования.

3. Правовые ограничения

В многих странах и городах не было правового статуса для Segway. Его запрещали на тротуарах (опасно для пешеходов), но и на дорогах он тоже не установился как полноценное средство передвижения. Власти не понимали, как классифицировать такое устройство — как скутер, велосипед или что-то третье. Это привело к запутанному регулированию и множеству ограничений.

4. Социальное восприятие

Segway выглядел непривычно, и райдеры на нём выглядели странно. Сегвеи стали атрибутом охраны в торговых центрах, туристических экскурсий и корпоративных мероприятий, но не частью повседневной жизни. Он быстро стал предметом насмешек в поп-культуре и мемов, что только усилило восприятие Segway как дорогой игрушки, а не серьёзного транспорта.

Конец эпохи Segway

Несмотря на попытки адаптации и появления новых моделей, в 2020 году компания Ninebot, купившая Segway Inc., официально объявила о прекращении производства оригинальной модели Segway PT. Это стало символической точкой в истории устройства, которое обещало изменить мир, но в итоге не нашло своего места.

Даже сам Дин Кеймен признавал, что его детище не стало тем, чем он мечтал его видеть. Тем не менее, технологии, применённые в Segway, нашли применение в других сферах — от робототехники до персонального транспорта нового поколения, включая современные электросамокаты и гироскутеры.

Вывод

История Segway — это напоминание о том, что одной инновации недостаточно. Чтобы технология стала массовой, она должна быть удобной, доступной, вписываться в инфраструктуру и социальные нормы. Segway оказался слишком дорогим, неудобным и непривычным для своего времени. Но его вклад в развитие городской мобильности нельзя недооценивать: он стал мостом между инженерной фантазией и реальными изменениями в транспорте будущего.