Холодная война и гонка вооружений привели в 50-е, 60-е и 70-е годы к расцвету науки и огромному количеству невиданных прежде открытий. Полет человека в космос и атомные электростанции, ускоренное развитие электроники и средств связи - это следствие борьбы двух экономических систем. Именно в тот период Россия достигла пика своего могущества и расцвета, в том числе в области разработки техники. О многих Великих достижениях тех лет мы уже практически забыли. А это космический корабль "Буран", самолет Ту-144, экраноплан "Лунь", самый мощный в мире вертолет Ми-12 ("Гомер") и т.д.
Были разработки и не такие грандиозные, но также революционные, которые поражают воображение человека до сих пор. Одна из них скрывалась под скромной аббревиатурой ЗиЛ-135В. Она же – особо секретная ракетная пусковая установка 9П116, не имевшая аналогов в мире. И именно о ней мы сегодня поговорим.
Хитроумный план.
В 1961 г. в нашей стране создали вертолет Ми-10 (его еще называли "летающий кран"), который смог поднять на высоту 2 км более 15 тонн груза, установив мировой рекорд. Требовалось построить ракетную пусковую установку (РПУ), которую данный вертолет мог доставлять в тыл врага или к линии фронта, чтобы та произвела внезапный пуск мощной ракеты. В феврале 1962 г. правительство СССР приняло Постановление о строительстве РПУ 9П116. Затем разработку грозного оружия доверили СКБ ЗиЛ.
Сложность заключалась в том, что прежде завод выпускал только мирную продукцию: грузовики для народного хозяйства и лимузины для членов правительства. Но в то время выбор отсутствовал. К счастью, СКБ, которым руководил лауреат двух Сталинских премий Виталий Грачев, со сложной задачей справился (правда при помощи ОКБ завода "Дзержинец"). Для чего ученым потребовалось найти ряд оригинальных решений, а некоторые узлы и механизмы они разработали первыми в истории. В частности, на РПУ внедрили электротрансмиссию с четырьмя мотор-колесами и редукторами. А осенью 1962 г. был изготовлен прототип машины.
Ракетовоз 9П116.
Спереди на пусковой установке, на высоте 3 метра над землей находилась двухместная водительская кабина. Позади нее и по бокам ракетной установки располагались электрогенератор, силовой блок, топливные баки, а также лестницы и площадки.
"Все колеса крепились на корпусе жестко без подвески. Передние были управляемыми и устанавливались на вертикальных поворотных шкворнях, задние монтировали на концах подъемных стоек".
Евгений Кочнев, "Секретные автомобили Советской Армии".
Ведущие 20-дюймовые, односкатные электромотор-колеса мощностью 22 кВт получали электроэнергию генератора мощностью 120 кВт с приводом от газотурбинного мотора, имевшего мощность 350 л.с. (ГТД 350). По сути это был электромобиль. Компактный двигатель массой всего 140 кг взяли от вертолета Ми-2. При проектировании боролись за каждый килограмм веса, т.к. вертолет мог транспортировать груз не более 12 тонн. Вес машины без ракеты составлял 5,5 тонны, а ее полная масса достигала желанные 12 тонн.
Ми-10РВК был способен доставить 9П116 на расстояние 200 километров. Оттуда всего через 5 минут ЗиЛ-135В мог запустить крылатую ракету С-5В (4К95) на 270 км. Чтобы осуществить "выстрел", пусковую установку приподнимали на гидравлических домкратах, расположенных в задней части. Затем открывалась крышка и производился пуск С-5В. Диаметр ракеты – 1,8 м, длина – 10 м, а вес – 4 тонны. Кроме того, ЗиЛ-135В передвигался самостоятельно со скоростью 18 км/ч, мог преодолеть 40 километров, запустить ракету и вернуться к "летающему крану". Общая взлетная масса вертолета МИ-10РВК и ракетовоза достигала 44,6 т. Вертолетный комплекс получил название 9К74.
Судьба проекта.
Всего в Союзе изготовили четыре ракетовоза. Осенью 1963 г. в Фаустове прошли первые испытания вертолетного комплекса. Во время эксперимента была запущенна дюжина ракет С-5В с полигона, куда 9П116 доставляли на вертолете. Пуски ракет прошли на отлично. Вот только транспортировка показала, что даже при среднем ветре 9К74 обладает высокой парусностью и прототип сносило ветром. Выявили и другие недостатки.
Ракетостроение в СССР шло быстрыми темпами. Уже в середине 60-х годов появились новые ракеты, с большей дальностью полета, поэтому С-5В морально устарела и ее сняли с производства. Разрабатывать новый ракетовоз не имело смысла. В ноябре 1965 г. проект закрыли, но он не канул в небытие. Как итог, РПУ 9П116 стала историей мощи и возможностей Великого государства, которое исчезло с карты мира в декабре 1991 года. Осталась только память об этом и она жива, пока живы мы.
Понравилась статья? Не стесняйтесь ставить лайк и посоветовать материал знакомым. Эти простые действия помогут развивать канал.