Классическая семейная расстановка использует фигуры членов семьи. Например, отец, мать, бабушка, дед, сын и дочь. Каждая фигура в семейной расстановке - это совершенно конкретный человек.
От помощников-заместителей, который стоят в расстановке в роли конкретных персонажей, мы получаем информацию, где члены семейной системы стоят в пространстве, как они себя чувствуют, на кого смотрят, на какой дистанции им друг с другом комфортно.
Всегда важно помнить о возможных искажениях информации. Информация полученная через заместителей в расстановке может быть сведениями о реальных чувствах отца или матери, а может быть отражением мнения заказчика расстановки о папе и маме, и процессах происходящих в их отношениях.
Другими словами, чувства и ощущения фигуры в расстановке может быть окрашено мнением (проекцией) клиента о ситуации.
В структурных расстановках используют абстрактные элементы: «Цель», «Симптом», «Цех №8», «Фирма», «Клиенты», «Причина симптома», «То, что надо увидеть», «Создатель симптома», «Хорошее решение» и т.д.
Особенностью поведения таких элементов в расстановке является то, что они могут "входить в резонанс" и превращаться (перетекать) в членов семейной системы: в отца, мать, бабушку и дедушку, в сына и дочь. Если такое перетекание произошло, расстановку называют резонансной.
Если фигура осталась в своей первоначальной абстрактной роли – такие расстановки называют нерезонансными.
Расстановщику необходимо договориться с клиентом (заказчиком расстановки) о том, что является более ценным для него процессом - резонансный или нерезонансный.
В расстановке для представителей бизнеса, посвященной анализу эффективности оргструктуры их фирмы, очень важно оставаться в деловом контексте (в контексте нерезонансной расстановки), важно не уплывать, не смещаться в контекст семейной расстановки, в контекст бабушек и дедушек клиента (заказчика расстановки).
Для того, чтобы выдержать эту рамку расстановочной работы, фигуры заместителей просят оставаться на месте, не двигаться, не перемещаться по пространству расстановочного поля (пространству комнаты), чётко сохраняя фокус внимания на назначенной роли.
Очень полезным является потратить достаточно много времени на сбор уже известной заказчику информации о проблемной ситуации. Детальная информация из бизнес-контекста хорошо фокусирует группу заместителей.
Кроме того, назначение на роли должно быть предельно конкретным и детальным. Вместо самой общей схемы анализа: Я + Цель + Препятствия + Ресурсы, намного эффективнее использовать более детальную схему анализа: Собственник + Гендир + Фирма + Начальник отдела логистики + Сотрудники отдела логистики + Цели отдела + Уволенный сотрудник + Неформальный лидер коллектива + Самый ценный сотрудник отдела и т.п.
***
В работе по поводу симптомов или в расстановке на достижение цели важно выявить и обработать все возможные факторы, влияющие на результат.
В этом случае перетекание фигур из одного контекста (организационного) в другой (например, семейный) совершенно нормальное явление.
Расстановка получается многоуровневой.
Но такое возможно только при строжайшем соблюдении правил конфиденциальности.
Например, в рамках учебного курса такие многоуровневые расстановки являются неисчерпаемым источником инсайтов для предпринимателей и руководителей бизнеса.
***
В этом случае работа может вестись двумя способами:
1. Абстрактная фигура (цель, симптом, причина симптома) отходят со своего места, перемещаются по расстановочному полю и начинают демонстрировать черты поведения и эмоции человека.
В этом случае можно сказать клиенту: «Это уже не фигура "Цель". Это уже фигура кого-то из предков по отцовской линии… Давайте с этим вашим родственником поговорим…». После общения клиента с фигурой родственника, абстрактная фигура («Симптом» или др. ) назначается заново и выставляется в поле расстановки.
Если она после повторного назначения не демонстрирует признаков поведения и эмоций того человека, с которым уже поговорили, значит интервенция удалась и фигура "Цель" успешно разгружена от системных влияний.
2. Абстрактная фигура, например фигура "Цель", остаётся стоять на своём месте, но демонстрирует черты поведения и эмоции человека.
В этом случае фигура подвергают «распаковке» как почтовый конверт. Из неё выводят того человека, чьи эмоции и чувства были выявлены и размещают для анализа в новой фигуре расстановки. Новая фигура находит себе место в расстановочном поле, делится своими чувствами, эмоциями и ощущениями, и обрабатывается как важный член семейной системы.
Затем процесс расстановки возвращается вновь к фигуре "Цель". Важно отследить любые изменения, которые произошли с этой фигурой после распаковки. В идеале фигура "Цель" должна просо стоять и ждать, когда к ней подойдет заместитель клиента.
Расписание Центра "Ольвия" на сайте www.olvia-center.ru
Мои группы и онлайн-курсы здесь
Запись на консультацию по тел/whatsapp 89055656655 и 84952266880
Автор: Карпенков Юрий Витальевич
Психолог, Онлайн консультант
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru