Найти в Дзене
История транспорта

Вагоны типа Г в Ленинградском метрополитене

Ленинградский метрополитен – второй в Советском Союзе после Москвы, принявший первых пассажиров 68 лет назад, в ноябре 1955 года. Движение открывали поезда из вагонов типа Г.

В книге Виталия Александровича Ракова «Локомотивы отечественных железных 1945-1955 гг.» написано следующее: За год до прекращения выпуска электровагонов типа Г 40 из них было направлено в электродепо Автово для работы на первой линии Ленинградского метрополитена Площадь Восстания – Автово, открывшейся 15 ноября 1955 г. Последний вагон этой серии №725 был выпущен в декабре 1955 г.

Схема первой линии Ленинградского метрополитена
Схема первой линии Ленинградского метрополитена

Из книги получается, что в Ленинградский метрополитен поступили вагоны №№686-725. Архивные данные подтверждают это количество и номера: в период с января по ноябрь 1955 года на инвентарь строящегося депо Автово с завода в Мытищах поступили именно эти вагоны.

Но это ещё не всё. Согласно архивных данных Московского метро для пополнения парка 1 ноября 1955 года к ТЧ-1 «Автово» было прикомандировано ещё 12 вагонов типа Г №№674-685, поступивших туда из депо «Сокол». На время работы в Ленинграде эти вагоны оставались на балансе «Сокола».

Таким образом, всего в ноябре 1955 года в Ленинграде открывало движение 52 вагона Г, сцепленных в 13 четырёхвагонных составов. Полный список вагонов и сцепов приведён в конце статьи в разделе «Справочные данные».

Вагоны серии Г в депо «Автово» незадолго перед открытием, 2 октября 1955 г. Кадр из диафильма «Второй в Союзе», посвящённый Ленинградскому метрополитену, 1959 г.
Вагоны серии Г в депо «Автово» незадолго перед открытием, 2 октября 1955 г. Кадр из диафильма «Второй в Союзе», посвящённый Ленинградскому метрополитену, 1959 г.

Открытие Ленинградского метрополитена планировалось на 7 ноября 1955 года – в день XXXVIIIгодовщины Великой Октябрьской Социалистической революции. Но по техническим причинам открытие перенесли на 15 ноября. За несколько дней до открытия, с 5 по 9 ноября на станции метро стали пропускать горожан для ознакомления с открывающейся линией. Под землю можно было спуститься только по пригласительным билетам, которые выдавали на предприятиях и в учебных заведениях города. За эти дни четыреста тысяч ленинградцев посетили подземные станции.

Отправление первого поезда с пассажирами со станции метро «Автово», 6 ноября 1955 год. Источник фото: proezdmetro.ru
Отправление первого поезда с пассажирами со станции метро «Автово», 6 ноября 1955 год. Источник фото: proezdmetro.ru
Поезд из вагонов Г на станции «Кировский завод». Кадр из диафильма «Второй в Союзе», посвящённый Ленинградскому метрополитену, 1959 г.
Поезд из вагонов Г на станции «Кировский завод». Кадр из диафильма «Второй в Союзе», посвящённый Ленинградскому метрополитену, 1959 г.

Торжественное открытие движения с пассажирами состоялось 15 ноября 1955 года.

В июне 1956 года в депо Автово стали поступать новые более современные вагоны типа Д, что позволило вернуть прикомандированные вагоны обратно в Москву. Состав 674-677 ушёл 11 мая 1956 года, составы 681-678 и 682-685 ушли 20 июня 1956 года.

С насыщением парка депо Автово вагонами Д, старые вагоны Г стали передавать в другие города. Первыми уже 24 марта 1963 г. ушли 704, 705, 706 и 725. 24 июля 1963 года ушли 688, 689, 690 и 698. 3 октября 1968 Ленинград покинули №№695, 696, 708, 710, 719, 720. За ними 9 октября 1968 ушли №№690, 691, 693, 697, 699, 706, 707, 715. Все оставшиеся в Ленинграде вагоны Г выведены из эксплуатации в 1969 году. Вагоны передавали в депо Сокол, Красная Пресня и Калужское Московского метро.

Второе пришествие вагонов Г в Ленинград состоялось в 1982 году. Приказом от 1 февраля 1982 года 15 вагонов Г №№319, 361, 384, 385, 428, 451, 452, 453, 514, 584, 640, 666, 712, 713, 719 были переданы на ответственное хранение в депо Автово из Московского метрополитена. Правда уже через месяц, 26 марта, вся эта партия была списана, а кузова разошлись по разным железнодорожным предприятиям Ленинграда и области. До наших дней сохранился вагон №713, который работал в Ленинграде с момента открытия метрополитена, а 26 марта 1982 года служил бытовкой на территории ТЧ «Автово». Силами музея петербургского метрополитена этот вагон восстановлен и в данное время служит экспонатом в ТЧ-7 «Южное».

Вагон серии Г №713  в депо «Южное».
Вагон серии Г №713 в депо «Южное».

Справочные данные

Список вагонов типа Г депо Автово, работавших в 1955 – 1969 гг.:

674, 675, 676, 677, 678, 679, 680, 681, 682, 683, 684, 685, 686, 687, 688, 689, 690, 691, 692, 693, 694, 695, 696, 697, 698, 699, 700, 701, 702, 703, 704, 705, 706, 707, 708, 709, 710, 711, 712, 713, 714, 715, 716, 717, 718, 719, 720, 721, 722, 723, 724, 725.

Список сцепов из метровагонов Г:

674-677, 681-678, 682-685, 689-686, 690-693, 694-697, 701-698, 705-702, 706-709, 710-713, 714-717, 721-718, 722-725.

Спасибо за внимание.