Доброго дня. Перенесемся в сороковые годы прошлого века, в самый разгар Второй Мировой войны. Время когда поршневые истребитель достигли определенного совершенства в своем развитии и составляли основу Военно-Воздушных сил воюющих стран. На вооружении ведущих государств тогда находились разные типы самолетов данного класса, отличающиеся по своим прямым спецификациям и боевым возможностям. При этом, особое место занимали тяжелые двухмоторные истребители. Подобные изделия обладали совокупностью отличных летно-технических характеристик, широким спектром боевого применения и большим модернизационным потенциалом. Концепция использования тяжелых двухмоторных истребителей прошла довольно сложный путь своего развития. По ходу ведения боевых действий, их неоднократно адаптировали под новые реалии. Это могли быть действительно универсальные боевые машины. Если говорить о станах "Оси", то у них же, постепенно, приоритет отдавался решению задач по противовоздушной обороне (спецификация ночных, высотных перехватчиков).
Однако, далеко не все проекты тяжелых истребителей оказывались удачными и успешно могли решать те задачи, под которые они создавались. По совокупности различных факторов, по ходу проводимых испытаний, не всегда удавалось выявить все конструктивные недостатки и недоработки. Иногда же имела место быть и недобросовестная конкуренция, попустительство со стороны чиновников (от авиации), либо же просто отсутствие выбора и возможной альтернативы. Тогда на вооружение принимали то что есть, пытаясь довести не самый лучший самолет до удовлетворительного состояния. Обычно это приводило к смене его основной спецификации, когда не самый удачный истребитель, в лучшем случае переделывали в разведчик или же ударную машину. А то и вовсе оставляли для решения второстепенных задач. Само собой, стоит отметить, что некоторые модели уступали в конкурсных испытаниях гораздо более лучшим аналогам и вполне справедливо не выходили из разряда экспериментальных. Сегодня мы выделим пять таких самолетов, спроектированных в Германии, Италии и Японии. Естественно их было несколько больше, некоторые машины мы лишь упомянем вскользь. Несогласные с нашим субъективным мнением и обзором, как говорится, добро пожаловать в комментарии, с иной точной зрения. Некоторые из отмеченных сегодня изделий, впоследствии рассмотрим отдельно, но уже более подробно.
В первую очередь отметим итальянский двухмоторный истребитель IMAM Ro. 57. Достаточно редко вспоминаемый самолет, разработанный конструкторским коллективом фирмы IMAM (под руководством Джованни Галассо), в конце тридцатых годов. Конструктивно он представлял собой свободнонесущий одноместный низкоплан смешанной конструкции (металлический фюзеляж и деревянное крыло) с убирающимся шасси и классическим типом однокилевого оперения. Состав вооружения включал в себя или 12,7-мм пулеметы или 20-мм пушки. Самолет оснащался двумя поршневыми двигателями воздушного охлаждения Fiat A.74 RC 38 мощностью 840 л. с. Именно слабая силовая установка и стала основной проблемой этой машины. Летные характеристики, полученные на испытаниях, были весьма посредственными (максимальная скорость не превышала 516 км/ч). Это привело к сворачиванию первоначальных планов по серийному производству (при этом успели выпустить не более 75 единиц). Кроме того, было принято решение о перепрофилировании части построенных экземпляров по спецификации ударной машины. Известно что на его основе, в начале сороковых годов был разработан новый тяжелый двухместный истребитель IMAM Ro. 58. Он имел уже цельнометаллическую конструкцию, другой тип оперения и оснащался более мощными двигателями жидкостного охлаждения Daimler-Benz DB 601A-1. Построенный прототип проходил сравнительные испытания с немецким одноклассником Messerschmitt Me. 410 и по отдельным характеристикам превзошел его. Однако, в серию эта машина так и не пошла.
Милитаристская Япония. Естественно стоит сразу же отметить их специфику и особый подход к формированию боевой авиации (разделение на авиацию для флота и для сухопутных сил). Если говорить о японских машинах рассматриваемого класса, то здесь мы отметим два истребителя. Это тяжелый армейский дневной перехватчик Mitsubishi Ki-109 и экспериментальный перехватчик для флота Nakajima J5N "Tenrai". Первая машина действительно относилась к тяжелому классу и была разработана на основе бомбардировщика Mitsubishi Ki-67 "Hiryu". Первый полет прототипа этого истребителя состоялся в начале 1944 года. Предполагалось что он сможет, используя свое мощное пушечное вооружение, эффективно противостоять американским бомбардировщикам типа Boing B-29 Superfortress. Однако, эти планы остались нереализованным. Самолет отличался недостаточной скороподъемностью и не мог применяться в ночное время суток (время когда преимущественно наносились удары американскими тяжелыми бомбардировщиками). В связи с этим, его серийное производство было ограничено лишь 22 экземплярами, которые фактически себя не проявили. Второй перехватчик Nakajima J5N "Tenrai" также был разработан к 1944 году. Он представлял собой свободнонесущий цельнометаллический среднеплан с убирающимся шасси и классическим типом однокилевого оперения. Его же основная проблема заключалась в недоработанной силовой установке. На испытаниях самолет показал посредственные скоростные характеристики (максимальная скорость составила чуть более 600 км/ч.) и имел слабую продольную и поперечную устойчивость. По итогу было построено лишь шесть прототипов, как в одноместном, так и двухместных вариантах. Но довести программу до логического завершения японцам так и не удалось.
Немецкие машины. Казалось бы, Германия тех лет обладала едва ли не лучшим конструкторским потенциалом и развитым военно-промышленным комплексом. Но даже такие факторы не являлись гарантией успешного завершения той или иной программы. И класс двухмоторных истребителей не стал исключением. Здесь мы выделим два немецких проекта. Первый, это ночной истребитель Focke-Wulf Ta. 154, а второй, это печально известный многоцелевой истребитель Messerschmitt Me. 210. Можно также вспомнить и Focke-Wulf Fw. 187 Falke, но эта машина обладала хорошими характеристиками и осталась в разряде экспериментальных (построенные прототипы использовались для всевозможных испытаний). Скорее ее правильнее охарактеризовать как, проигравшая в конкурентной борьбе, нежели чем провальная. Если говорить о перехватчике Focke-Wulf Ta. 154, то он представлял собой двухместный свободнонесущий высокоплан смешанной конструкции с трехопорным убирающимся шасси с передней носовой стойкой и классическим типом однокилевого оперения. Истребитель отличался установкой мощного вооружения и всего необходимого специального оборудования для поиска и уничтожения целей в ночное время суток. На испытаниях самолет показал неплохие летные характеристики и был запущен в серийное производство. Однако вскоре, несколько самолетов было потеряно в ходе летных происшествий. После расследования, стало ясно, что причина в существенных дефектах деревянных конструкций (точнее в составе используемого клея, содержащего кислоту). Оказалось что самолет попросту не пригоден к нормальной эксплуатации (хотя на прототипах и предсерийных машинах использовался другой клей и подобных проблем не возникало). Производство тут же было свернуто и оно ограничилось только 50 экземплярами.
Но, пожалуй, одним из главных провалов немецкой авиационной промышленности стал Messerschmitt Me. 210. Конструктивно он представлял собой двухместный низкоплан цельнометаллической конструкции с трехопорным убирающимся шасси и классическим типом однокилевого оперения. В качестве силовой установки применялось два поршневых двигателя жидкостного охлаждения Daimler-Benz DB 601 F-1. На этот многоцелевой истребитель возлагались действительно большие надежды и он должен был заменить собой предшественника (Messerschmitt Bf 110). Но общие конструктивные недостатки, приводящие к неустойчивости машины в горизонтальной и вертикальной плоскости, стали серьезной проблемой и долго не были устранены. По сути, потребовалась кардинальная доработка изделия, чтобы довести его до ума. В итоге появился уже Messerschmitt Me. 410 "Hornisse", разработанный на основе Messerschmitt Me. 210. Именно он и был запущен в массовое серийное производство. А производство неудачного прародителя ограничили несколькими сотнями экземпляров, большая часть из которых была передана Венгрии. Естественно время и ресурсы оказались упущены, а устаревший Messerschmitt Bf 110 продолжал оставаться в производстве до конца войны. Более подробно о многоцелевом истребителе Messerschmitt Me. 210 мы расскажем в следующей публикации.