Готовясь встретить Рождество, хочется вспомнить о том, что монахи могут не только славить Господа, замаливать наши свами грехи, служа образцами добродетели (порой не без ханжества), но и дарить людям настоящую радость. Как это сделал в далёком XVII веке дом Пьер Периньон, монах бенедиктинского аббатства Сен-Пьер д'Овилье, который научился получать ароматный напиток с приятным, сбалансированным вкусом.
Кстати, слово «дом» перед именем монаха из Шампани Периньона де Рёма вовсе не обозначение некоего торгового дома, занимающегося сбытом спиртных напитков, как думают некоторые, а всего лишь уважительное обращение к монаху.
Виноделие было второй страстью дома Периньона (после веры в Иисуса Христа, конечно). И настоятель бенедиктинского аббатства в Овилье благословил монаха Пьера заведовать винным погребом монастыря. И уж там-то брат Пьер развернулся вовсю, да так, что навсегда вошёл в историю.
Дом Периньон считал идеальным сортом винограда для шампанского «пино нуар». В отличие от других белых сортов, этот напиток реже взрывался весной, когда температура в винных погребах повышалась и вино начинало бродить повторно.
Однако, чтобы довести напиток до совершенства, монах стал добавлять в него вина с разных виноградников. Таким образом он старался получить вино с особо сбалансированным вкусом.
Кроме того, дом Периньон усовершенствовал технологию производства вина, применяя пробки, разработал методы обжаривания бутылок, чтобы предотвратить разрушение от вторичного брожения.
Интересно, что в те времена шампанское всячески пытались оградить от второй ферментации, ведущей к образованию углекислого газа. Иначе, бутылки в процессе брожения часто взрывались прямо в винных погребах, несмотря на все новшества Периньона.
Однако в конце XVII столетия бутилированное вино из Шампани, забродившее во второй раз и ставшее игристым, особенно полюбилось английской знати. Специально для него в Великобритании стали изготавливать бутылки из прочного стекла, которые не взрывались, а надёжно сохраняли изысканный напиток.
Впрочем, развитие игристых вин как основного стиля производства в Шампани происходило постепенно в 19 веке, более чем через столетие после смерти Дома Периньона.
Но это уже, как говорится, совсем другая история…