Найти тему
Вечерний Тришин

Стоимость б/у иномарок в России выросла на 100%. Виной всему – утильсбор

Оглавление

Помните такое выражение – автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Так вот, в 2024 году о нем можно смело забыть. Автоэксперты бьют тревогу и заявляют о росте стоимости подержанных авто на 100% в 2023 году. В этом году цены на иномарки могут вырасти еще минимум на 30%.

Виной всему новые ставки утилизационного сбора, а также повышенные ввозные пошлины, которые больно ударили по карману автолюбителей.

Что происходит на автомобильном рынке

Эпопея с новыми ставками утильсбора началась еще в ноябре 2023 года. Тогда многие перекупщики и продавцы иномарок неожиданно узнали, что должны заплатить в казну больше, чем стоимость автомобиля. Из разных регионов страны начали поступать сообщения с жалобами на огромные ставки. В некоторых случаях за утилизационный сбор приходилось платить в 100 раз больше.

Разумеется, мы говорим об автомобилях, которые ранее везли в Россию из других стран. Такие модели до сих пор пользуются огромным спросом, хотя покупать их россияне не спешат. В итоге количество пострадавших от резкого повышения ставок достигло точки кипения и вызвало резонанс. Буквально перед праздниками Госдуме пришлось решать проблему.

Напомню, что в начале декабря Комитет Госдумы по промышленности рассмотрел все заявления и принял решение объявить о временном моратории. Правда, новые условия коснутся не всех пострадавших, а только части автолюбителей.

К примеру, если владельцы авто смогут подтвердить дату ввоза до 21 декабря, то смогут уплатить сбор по старым ставкам. Кроме того, они должны будут доказать, что автомобиль ввозили для «личного пользования», а не последующей перепродажи.

Судя по всему, все остальные б/у иномарки будут продавать по новым ставкам, а это плюс 100% к стоимости авто.

Тут важно понимать, что среди пострадавших оказались не только перекупщики, но и обычные граждане, которые заказывали автомобили для себя. Не особо понятно, чем руководствовались, когда вводили такие астрономические ставки. По сути, они полностью уничтожают вторичный рынок авто, ввозимых из других стран.

При этом эксперты отмечают, что в регионах растет спрос именно на подержанные иномарки. В 2023 году было проведено на 25% больше сделок и этот показатель будет расти. Спрос на вторичку повышенный из-за высоких цен на новые модели. Кроме того, россияне не готовы массово пересаживаться на отечественный транспорт.

-2

В целом ситуацию на авторынке можно описать словами – все очень плохо. Всего за два года цены на подержанные автомобили выросли на 100% и продолжают расти. Выбор моделей небольшой, так как рынок начинает вымываться из-за увеличения ставок по утильсбору.

С 2024 года будет еще дороже?

Если правительство не пересмотрит действующие ставки, то вторичному рынку прогнозируют полное «вымирание». Конечно, сейчас в регионы активно поступают новые иномарки из Китая, но должно пройти еще несколько лет для наполнения вторички. По сути, собственники старых авто не могут продать свои машины и приобрести что-то более свежее за эти деньги. Доходит до абсурда, когда старый автомобиль оставляют про запас.

Подорожание авто с пробегом пророчат на начало января 2024 года. В данном случае речь идет не только об инфляции, но и дефиците «живых» автомобилей. На рынок выбрасывают только самые убитые варианты, которые уже невозможно безопасно эксплуатировать. Перекупщики больше не планируют массово ввозить иномарки, так как стоимость после растаможки будет космической.

Не прибавляют оптимизма цены на новые автомобили, как и процентные ставки по автокредитам. В итоге спрос растет, а вот количество ухоженных авто снижается. Стоимость б/у авто уже напрямую зависит не от пробега, а от реального состояния.

-3

Автомобили перестанут покупать

Заградительные ставки по утильсбору привели к ситуации, когда у населения банально нет денег на покупку автомобилей. Далеко не каждый автолюбитель может осилить стоимость 3-4 млн рублей. Причем ранее такие цены попадали в категорию роскоши, а сегодня считаются нормой.

В начале 2024 года практически не осталось авто в сегменте до 1 млн рублей в нормальном состоянии. Можно было бы наладить производство недорогих китайцев стоимостью до 1.5 млн рублей, но и такой вариант невозможен из-за заградительных пошлин.

Проблема усложняется тем фактом, что иномарки в Россию поставляют по схеме параллельного импорта. Конечно, нельзя исключать, что сейчас перекупщики начнут ввозить автомобили в разобранном виде. Разумеется, качество и безопасность таких моделей оставляет желать лучшего.

Автоэксперты прогнозируют удорожание на уровне 30-40%. Если так пойдет дальше, то автомобили смогут себе позволить только отдельные группы россиян. Всем остальным придется выжимать из старых машин последние силы.

К слову, если вы планировали покупать отечественный автомобиль, то и в этом сегменте рынка ожидаются изменения – рост цен примерно на 10-20%.

А вы успели обновить свой автопарк в 2023 году до введения нового утильсбора?