Найти тему

Нарвская - подземный храм труда

Одна из первых станций Ленинградского метрополитена, наглядный пример стиля сталинский ампир - "Нарвская" строилась в то время, когда перед государством стояла идеологическая задача, доказать, что Страна Советов живёт не хуже, чем соседи из капстран.

Это было время, когда по всему Советскому Союзу росли величественные дома, с богато украшенными фасадами. В Москве строились знаменитые высотки. И метро не уступало в роскоши: московский метрополитен - это настоящие дворцы под землёй. Ленинград, где метро появилось позднее, чем в столице, старался не отставать.

По мнению нейросети сталинский ампир выглядит именно так
По мнению нейросети сталинский ампир выглядит именно так

Каждая станция метро в Ленинграде проектировалась с определённой идеологической концепцией. Станция Нарвская, это большой памятник человеку труда.

Наземный вестибюль метро Нарвская
Наземный вестибюль метро Нарвская

Наземный вестибюль украшен крупным горельефом "Слава труду!". Вы увидите его при спуске по эскалатору. В середине композиции человек с флагом, и внимание остальных персонажей обращено на него. У историков метро есть версия, что вместо знаменосца планировался товарищ Сталин, но его оттуда убрали после разоблачения культа личности бывшего вождя. Точного подтверждения существования фигуры Сталина на горельефе станции метро Нарвская у меня пока нет.

Горельеф "Слава труду"
Горельеф "Слава труду"

А вот, что действительно было, а потом исчезло, так это мозаичное панно со Сталиным в нижнем вестибюле станции. Изображение вождя разбили кувалдами и закрыли поверхность, где было панно, фальшь стеной. Несколько небольших осколков этой мозаики хранится сегодня в музее метро.

Сталин, которого уже нет. Источник фото: https://www.citywalls.ru/
Сталин, которого уже нет. Источник фото: https://www.citywalls.ru/

Пилоны, разделяющие объём станции, украшены скульптурными композициями, прославляющими труд военных и гражданских специалистов. Все они создавались разными авторами. Группа под названием "колхозники" выполнена Михаилом Константиновичем Аникушиным, автором памятника Пушкину на площади Искусств.

Проект станции создавался группой авторов: архитекторами Васильевым А. В. Гольдгором Д. С. Сперанским С. Б. и инженером Ивановой О. В.
Нарвская была открыта 15 ноября 1955 года, как одна из восьми станций первой очереди ленинградского метро. Эти первые станции не уступают в роскоши убранства московским. Разнообразных оттенков мрамор, гранит, мозаика, чеканка, море света. Всё это действительно создаёт впечатление храмового пространства.

Необходимо пояснить, что метро в Ленинграде начали строить до начала войны и успели пройти несколько шахтных стволов. Когда война началась, было уже не до метро. Шахты законсервировали, а метростроевцы ушли на фронт.
Возобновили строительство в 1944 году и строили в крайне сжатые сроки со скудным оборудованием. лопатами и отбойными молотками.


Как вспоминал один из метростроевцев:
"так и не могу восстановить в памяти, какого цвета у них глаза (у помощников. - прим. ред. ). Зато хорошо помню, что были они воспаленными от недосыпания, постоянного физического напряжения".


После открытия метро первых пассажиров, скорее даже посетителей, пускали по пригласительным билетам, как в театр. Среди счастливчиков первыми увидевших станции были передовики производства, семьи метростроевцев, студенты и школьники.

Когда метро заработало в штатном режиме, пассажиры проходили в него по бумажным билетикам, которые проверяли контролёры. Позднее были поставлены турникеты.


Остальные станции первой ветки Ленинградского метро тоже оформлены пышно и торжественно, особенно Автово. Но в ноябре 1955 годы вышел указ об устранении излишеств в архитектуре и эпоха станций-храмов завершилась. Вестибюли нашего метрополитена построенные позднее тоже по своему интересны, но выглядят скромнее.


Спасибо за лайк, это очень поддержит канал!
И подписывайтесь, чтобы не потеряться!