Кому-то может показаться, что строить корабли из стали в годы войны было проще и выгоднее, но это, скорее, современный взгляд. Дерево в те годы было копеечным материалом. Ведь Минприроды не заставляло взамен вырубленных гектаров леса сажать новые саженцы (и никто еще не делал бизнеса на саженцах). Леса восстанавливались естественным путем, и леса еще не валили в таких объемах.
Парадокс заключался еще и в том, что крымский скалистый дуб был отличным материалом для шпангоутов небольших судов, например, шхун и сейнеров. Крымская сосна оказалась отличным материалом для обшивки, и этого дерева в Крыму на тот момент было много. Набор обычно делали стальным (клепаным или сварным), а обшивать его деревом было уже не сложно.
Дизеля для небольших судов традиционно делал Токмакский дизельный завод. Пока он не почил в бозе при Украине, звался он "Дизелестроительный завод имени С. М. Кирова". В советское время был одним из ведущих дизелестроительных заводов СССР (выпускал более 90 модификаций дизельных двигателей), а также одним из основных торпедостроительных предприятий.
В 1882 году в селе Большой Токмак Таврической губернии основывается и развивается завод земледельческих машин и орудий немца Фукса. Три года спустя неподалёку от него был основан аналогичный завод австрийца Клейнера. Заводы производили сеялки, буккеры, жатки. На новый уровень завод вышел только после революции.
В 1923 году заводу было предложено наладить серийное производство трактора «Запорожец» (опытный образец которого был создан в с. Кичкас в 1921 году); он производился до 1927 года, было выпущено около 800 машин. К 1925 году на заводе работало 1196 чел., выпускались нефтяные двигатели с тележками, трактора «Запорожец», жатки, буккеры, плуги, веялки, токарные станки.
С 1929 года завод работает по пятилетним планам. Начинается производство пятитонных тракторных тележек, бензиновых двигателей «Прогресс», судовых и ветросиловых двигателей. Завод был подчинён всесоюзному объединению «Союздизель», и с конца 1931 года на нём начинается испытание образцов заграничных дизельных двигателей с целью разработки нового типа советского маломощного дизеля. В 1933 году был создан первый двухтактный дизель «Пионер».
Завод осваивал немецкий четырехтактный безкомпрессорный рядный "атмосферник" (предок современного 6Ч12\14) Двигатели выпускались в комплектации 40, 80 и 120 сил. Наиболее массовым был 80-сильный двигатель для судов с водо-водяным охлаждением (есть полное описание дизеля). Блок чугунный, крышки на два "горшка", топливная система состоит из подкачивающего насоса, фильтров, ТНВД.
Система охлаждения двухконтурная: сам двигатель имел систему охлаждения, по которой воду "гоняет" помпа с шестерёнчатым приводом от двигателя. Воду в системе охлаждения и масло охлаждала забортная вода, которую гонял самовсасывающий насос забортной воды, который тоже крутила шестеренчатая передача, навешенная на двигатель. (Все точно так же, как в некоторых современных движках).
СССР активно расширял свою продовольственную базу, в том числе и за счет лова рыбы в Азовском и Черном морях. Активно строились сейнера разного водоизмещения. Более мощные дизеля шли из Коломны и Нижнего Новгорода (с "Двигателя революции").
Для того, чтобы закончить краткий рассказ о Токмакском заводе, то...
В начале Великой Отечественной войны завод, ремонтировал бронетехнику (и именно с этого завода в Крым пришли ремонтные танки 51-й армии). Потом, завод как имеющий стратегически важное значение, был эвакуирован. Эвакуация прошла с 21 августа по 16 сентября 1941 года, было полностью вывезено оборудование и продукция. (последний эшелон с завода в Крым был перехвачен "Ляйбштандартом").
Сначала завод был эвакуирован в Каспийск (впрочем, тогда его еще не было, был поселок "Двигательстрой" возле Махачкалы). Там еще до войны было начато строительство военного завода №182 (в 1932 году), а в 1937 году из цехов завода вышла первая продукция – торпеды для Вооруженных сил СССР. Именно сюда прибыли эшелоны с людьми и оборудованием. Ныне это "Дагдизель".
Однако через год Махачкала оказалась под угрозой, и завод вновь был вынужден эвакуироваться, на этот раз в Алма-Ату и Петропавловск, где был основан алматинский машиностроительный завод имени С. М. Кирова. Хотя строительство завода пришлось начинать с нуля, станки и оборудование монтировали одновременно с возведением стен.
К изготовлению торпед приступили задолго до установки перекрытий и крыш. К 1943 году производство было запущено, завод приступил к выпуску торпед 53-38У и 53-39. Завод производил также снаряды разных калибров, миномёты и автоматы ППШ.
Но вернемся к сейнерам. Их параметры были разными, были 95-тонные, например:
Катерный тральщик "КАТЩ-150" ("Комсомолец")
ТТД:
Водоизмещение: 95 т.
Размеры: длина - 22 м, ширина - 5,6 м, осадка -2,8 м.
Скорость полного хода: - 9 узлов.
Силовая установка: 200 л.с. 4Ч 23/30 ("Двигатель революции")
Вооружение: - 1 шт. 45-мм 21К
Сейнер Крымгосрыбтреста. Мобилизован 04.09.1941 г., переоборудован в катер-тральщик и включен в состав Черноморского флота. Катер-тральщик "КАТЩ-150" участвовал в обороне Севастополя, имел бортовой №91 (лейтенант К. Г. Баштаник). Сейнер погиб 28.11.1941 г. в р-не пос. Джубга.
Однотипными были (например)
КАТЩ-121 "Академик Шмидт"
Бывший сейнер Крымгосрыбтреста. Мобилизован 27.07.1941 г., переоборудован в катер-тральщик и включен в состав ЧФ. Участвовал в обороне Севастополя. 15.07.1942 г. исключен из списков ВМФ, однако 2.02.1943 г. после капитального ремонта вновь включен в состав ЧФ. 26.04.1943 г. переоборудован в питатель электромагнитного трала, а 22.03.1944 г. разоружен и переклассифицирован в станцию безобмоточного размагничивания.
КАТЩ-539 (до 2.05.1942 г. "Пионер", с 21.06.1944 г. "КЭМТЩ-539")
Бывший сейнер Крымгосрыбтреста. Мобилизован 10.09.1941 г. и включен в состав ЧФ в качестве плавсредства. 30.04.1942 г. переоборудован и переклассифицирован в катер-тральщик и включен в боевой состав флота. С 1.10.1942 г. использовался в качестве плавсредства.
Но чаще всего, их водоизмещение было меньше, и на большинстве из них стояли токмакские дизеля. Например:
Катерный тральщик "КАТЩ-533" ("Кутузов")
Водоизмещение: 78 т.
Размерения: длина - 19,3 м, ширина - 5,1 м, осадка - 2,3 м.
Скорость полного хода: 6,5 узлов.
Дальность плавания: 1524 миль при 5 узлах.
Силовая установка: 80 л.с.
Вооружение: 1х1 45-мм орудие, 1х1 7,62-мм пулемет, тралы.
Экипаж: 9 чел.
Сейнер (ряд источников называют его "буксирным катером") "Кутузов" был построен в 1941 г., входил в состав плавсредств Крымгосрыбтреста. 17.10.1941 г. был мобилизован, переоборудован в катер-тральщик с переименованием в "КАТЩ-533" и включен в состав Черноморского флота. 11.09.1943 г. погиб от огня береговой артиллерии противника у Новороссийска.
КАТЩ-540 (до 2.05.1942 г. "Красный водник", с 21.06.1944 г. "ЭМТЩ-540")
Водоизмещение 75 т. Размерения 14.3 х 4.7 х 2.6 м. ГЭУ 80 л.с. Скорость 8/6 узлов, дальность 656 миль. Вооружение: 1 х 7.62 ммпулемет. Экипаж 13 чел.
Бывший сейнер Крымгосрыбтреста. Построен в 1932 г. Мобилизован 30.04.1942 г., переоборудован в катер-тральщик и включен в состав ЧФ. 30.04.1944 г. переформирован в питатель электромагнитного трала, а 21.06.1944 г. - в электромагнитный тральщик.
КАТЩ-165 (до 30.04.1943 г. "Кит")
Водоизмещение 75 т. Размерения 19.1 х 5 х 2.4 м. ГЭУ 50 л.с. Скорость 5.5/4.5 узла, дальность 1426 миль. Вооружение: 1 х 7.62 ммпулемет, тралы. Экипаж 10 чел. Бывший сейнер Азчергосрыбтреста. Построен в 1938 г. Мобилизован 6.05.1942 г. и включен в состав ЧФ в качестве плавсредства. 29.03.1943 г. переоборудован в катер-тральщик и включен в боевой состав флота. В некоторых документах значится под наименованием "СП-226". Участвовал в Керченско-Эльтигенской 31.10 - 11.12.1943 г. десантной операции. Потоплен 1.11.1943 г. береговой артиллерией противника у м. Панагия.
В списках мобилизованных около сотни сейнеров, многие из них погибли в годы войны.
Все они ходили, ловили рыбу, и редко возвращались без улова. Когда настало время, одели они "военную шинель". Оглядываясь на ту ситуацию, возникает очень много вопросов. И рыбы хватало, и леса для "рыбаков" хватало и движки были... Сейчас завод убит, СЧС уже никто нес троит... Чего не хватает сейчас?