Мы как-то зацепили тему немецких военных транспортов типа КТ, и озвучили тезис, о том, что для выгрузки\выгрузки на необорудованный берег (причал) судно (транспортный корабль) должно иметь собственные грузовые средства. Какие?
Для обычных, сухогрузных транспортных судов, которые работают между оборудованными портами, (имеющими свои грузовые устройства) эти устройства вообще (чаще всего) не нужны. Иное дело экспедиционные суда, военные суда, суда работающие с необорудованными портами и портовыми пунктами. Там они необходимы (иначе придется пригонять плавкраны или береговую технику). Поскольку КТ-это военный транспорт, ему грузовые устройства нужны. Их грузоподъемность определяется исходя их тех грузов, которые он перевозит.
В той же статье, которую мы упомянули ранее, мы столкнулись с тем, что переводчик одной из иностранных публикаций назвал стрелу краном. Для меня, как корабела, это разные вещи, но кому-то кажется, что нет разницы между этими грузоподъемными средствами. Так все же это одно и то же или все таки нет? В чем разница?
В общем-то и то и то, это грузовые устройства, но устройства все же разные. Они, в принципе, разные. Суда, перевозящие генеральные грузы, имеют грузовые устройства, в которые входят подъемные краны или грузовые стрелы с такелажем, с грузовыми лебедками и средства внутритрюмной механизации.На судах, предназначенных для перевозки сыпучих грузов, грузовые устройства состоят из пневмопогрузчиков, ленточных или ковшовых транспортеров или других специальных устройств. К грузовым устройствам наливных судов относятся насосы , запорная и переключающая арматура и грузовые трубопроводы.
Начнем со старого, доброго грузового устройства, которое использовали еще в парусном флоте. Комплекс "стрела + грузовая мачта (колонна)"
Стрелы.
Основные элементы такого устройства:
- мачты или грузовые колонны, которые служат опорой для стрел (на некоторых судах опорой может являться лобовая переборка надстройки);
- грузовые стрелы с такелажем и оборудованием для проводки и крепления такелажа;
- грузовые лебедки;
Для обеспечения необходимого вылета грузовых стрел за борт, иногда вместо одиночных мачт устанавливают грузовые колонны или портальные мачты, состоящие из двух мачт - Л-образной или П-образной, которые в верхней части соединены салингом. Грузовые стрелы обеспечивают горизонтальное перемещение груза, делятся на легкие грузоподъемностью до 10 т и тяжелые стрелы — более 10т. (на КТ они были 30-тонные)
Для шарнирного соединения шпора стрелы с мачтой на последней на высоте 2 - 2.5 м от палубы устанавливают башмак, имеющий проушину и подпятник.
Нок стрелы поддерживается топенантом. Изменяя длину топенанта, можно изменить угол подъема стрелы. Топенант состоит из стального троса, коренной конец которого крепится к верхнему обуху нокового бугеля. Второй, ходовой коней топенанта проходит через топенант-блок, закрепленный на мачте. Ниже блока к топенанту крепится треугольное звено - треугольник топенанта. С другой стороны к треугольнику прикреплены длиннозвенная цепь -грузовой стопор и стальной трос - лопарь топенанта. Лопарь топенанта служит для подъема стрелы. Выбирают лопарь с помощью грузовой лебедки, на турачку которой заводят ходовой конец лопаря. Грузовым стопором стрелу закрепляют в нужном положении, для чего одно из звеньев цепи крепят к обуху, приваренному на палубе.
Для подъема стрелы с грузом суда имеют специальные топенантные лебедки или грузовые лебедки снабжаются топенантным барабаном. В этом случае топенант выполняется в виде талей (топенант-тали), что уменьшает нагрузку на топенантную лебедку. Груз поднимают гибким стальным тросом - грузовым шкентелем. Поворот стрелы для выноса груза за борт и обратно производится при помощи оттяжек. Легкие стрелы могут работать как в одиночном так и в спаренном варианте. На словах сложно, много хитрых терминов, на деле все просто.
Многие универсальные грузовые суда оборудуют одной иди двумя тяжеловесными стрелами грузоподъемностью до 40 - 50 т. В случае с КТ мы имеем четыре стрелы по 30 тонн.
Передача грузов на судах, ошвартованных друг к другу
Для передачи грузов используют судовые стрелы. При работе большого судна и меньшего, ошвартованного к его борту, используют грузовые стрелы большого судна, шкентели которых соединены способом «на телефон». При этом одну из стрел вываливают за борт так, чтобы она могла свободно поднимать или опускать груз на палубу или в трюм малого судна. Вторую стрелу устанавливают над трюмом большого судна. Ноки работающих стрел соединяют одной прочной растительной оттяжкой, основанной как хват-тали. Вторые оттяжки на стрелах не ставят, чем достигается большая свобода работы с раскачивающимся на зыби подъемом груза. Однако при данном способе работы, даже при относительно небольшом волнении, которое может быть незаметно на большом судне, меньшее судно будет испытывать качку: менять свое положение относительно большого судна, поднимаясь и опускаясь на зыби. При подъеме груза с меньшего судна оно, поднимаясь на волне, может догнать груз, поднятый над его палубой, и ударив снизу, повредить его. Во избежание этого при подъеме груза с палубы меньшего судна, испытывающего качку, следует отрывать груз от палубы в момент наивысшего подъема меньшего судна на волне. При опускании груза на палубу меньшего судна при наличии волнения возникает еще большая опасность, поскольку движение груза и судна будет встречным. При опускании груза на палубу меньшего судна следует приспустить его так, чтобы меньшее судно, поднимаясь на волне, не смогло его задеть, и, дождавшись момента, когда меньшее судно начнет проваливаться, травить грузовые шкентели, опуская груз вдогонку за его опускающейся палубой. Груз должен коснуться палубы незадолго до того, как меньшее судно дойдет до низшего положения и вновь начнет подниматься.
С кранами все проще: палубные судовые краны для стандартных погрузочно-разгрузочных операций обычно имеют грузоподъемность до 50 т.
Высокая производительность работы крана обусловлена возможностью совершать три-четыре движения одновременно. Механизмы поворота, подъема, изменения вылета и передвижения крана смонтированы на одной платформе, и ими управляет один человек из кабины, где расположен пульт управления. Такая компоновка упрощает управление грузовыми операциями и повышает безопасность обслуживающего персонала. Грузоподъемность кранов может достигать 25 т при скорости подъема груза до 70 м/мин. Привод кранов может быть электрическим или гидравлическим.
Некоторые судовые краны монтируются парно на одной платформе с возможностью разворота на 360 градусов. Такие краны могут работать одиночно или парно и в этом случае работают как спаренный кран удвоенной грузоподъемности. Для управления работой палубного крана требуется всего один человек. При расположении судового крана в районе кормовой надстройки он, как правило, имеет возможность разворота только на 180 градусов. При парной работе судовые краны тоже управляются одним оператором, использующим главную и вспомогательную системы управления. Основными преимуществами кранов по сравнению со спаренными грузовыми стрелами являются их сравнительно небольшие размеры, быстрота действия, постоянная готовность к действию, возможность поворота стрелы с грузом на 360° и удобство обслуживания. К недостаткам судовых грузовых кранов следует отнести ограниченную грузоподъемность и «чувствительность» к крену.
Но, кран (естественно) дороже. Так, что это все таки разные грузовые устройства (и переводить нужно все таки корректно).