Данная статья имеет цель ввести вас в дискурс и проблемное поле таких предметов, как психосоматика, философия телесности и наметить их точки пересечения.
Зевс и Деметра. Антуан-Франсуа Калле
Психосоматика
Наверняка, многим знаком термин психосоматика. Мне хочется сказать, что по сей день в науке ведется полемика по поводу того, что же этого такое? Давайте освежим знания.
Прежде всего, стоит отметить, что психосоматика это довольно неоднородная область знаний, представляющая из себя различные теории, концепции и интерпретации. Будет точнее сказать, что она представляет собою некое поле, оперирующее целым рядом феноменов.
Так, представитель психоанализа Клод Смаджа отмечает, что психосоматика породила нозологию нового типа, которая является медицинской по своей выраженности и психологической по интенциональности – причинности и таким образом, психосоматика представляет собой некий теоретический гибрид.
Не стоит забывать философское прошлое этой психосоматики (Сократ и Платон), поэтому я предлагаю взглянуть на психосоматику с философской точки зрения, а точнее с позиции современной феноменологии. Причина и важность этого в том, что встреча феноменологии и психологии предлагает свое особое понимание живого тела.
Феноменология
Первый парадокс с которым здесь можно столкнуться – это оперированияе двумя категориями – «психе» и «сома», которые с одной стороны выстраивают неразделимую физическую и душевную составляющие здоровья и целостности, но с другой стороны Морис Мерло-Понти пишет, что:
« … Психофизическое не может восприниматься как совмещение процесса как телесного и духовного. Единство души и тела – это не объединение субъекта и объекта или иначе причины и следствия, осуществленное в произвольном порядке. Оно происходит в каждый момент, в ходе существования »
Данным высказыванием Мерло-Понти разворачивает проблематику телесности в дискурс феноменологии. Для понимания того, что такое феноменология уместно будет обратиться к объяснению Мартина Хайдеггера древнегреческого термина «ἀποφαίνεσθαι» (транскр. «апофайнестай»), где «φαίνεσθαι» значит являться кому-то; а приставка «ἀπò» – значит «из», «от». Всё вместе это дает:
- «Из-явление» / изьявляться / проявляться
- «Являть (проявлять) из себя, самого себя»
Уместно обозначить принцип феноменологии сквозь призму родственного ей dasein-анализа:
« … Дать тому, что мы видим, явиться в своем собственном значении и в соответствии с этим отнестись к этому, ответить на этот «зов» выделить в сущностных чертах смысл этого проявления »
ТелесностьИ здесь поднимается вопрос: «а что же такое телесность в рамках феноменологии?» Что бы ответить на это, стоит учитывать, что термин «телесность» используется в различных значениях:
- Компонент самосознания
- Опыт интрацептивных ощущений.
- Культурно-исторический феномен
- Социальный феномен
Можно сказать, что феноменологически телесность занимает специфическое предметное поле, занимающее пространство «между душой и телом». Существует точка зрения, что «…быть в мире» означает принять своё тело, опознать себя в своей телесности.
« … тело может быть дано нам только в наших переживаниях, объективный метод его исследования обречен на неудачу, поскольку мы всегда имеем дело не с телом, а с человеком»
Ян Хендрик Ван ден Берг
Также существуют различные концепции, обосновывающие взаимосвязь переживания тела и чувства самоидентичности. Так например Элеанор Гибсон полагает, что чувство «авторства по отношению к своим действиям» формируется на основе наблюдения за своими движениями и их результатами. Другие ученые, в свою очередь, считают, что чувство самоидентичности основано не на визуальных, но на кинестетических ощущениях. Вместе с тем эти постулаты вписываются в теорию Жака Лакана, затрагивающую ранний детский опыт. Он говорит, что ребенок в раннем младенчестве формирует, конституирует образ своего тела посредством аудиального-звукового восприятия, конструируя себя в резонанс с тем как его действия аудиально (голосом) отражает мать.
Мадонна Порт-Льигата / Сальвадор Дали / 1950
Тело и душа Оставаясь в рамках естественнонаучных теорий, не следует рассматривать организм только как природный объект, важно помнить, что понятие «организма» является результатом естественнонаучной редукции человека.
Для прояснения этого вопроса нам стоит отметить термин употребляемый Платоном:
«koinonia» – степень, в которой состоят оба способа человеческого бытия: тело и душа.
В своей интерпретации произведения Платона «Филеб». Вильгельм Шилази утверждает, что телесность становится телом только через koinonia, и как только это упускается из виду – тогда целостное понимание недостижимо. Пауль Хеберлин в эссе «Объект психиатрии» говорит, что изолированное тело (тело без души) не существует и понимает тело, как «подобие разума»:
« … Таким образом каждая болезнь поражает обе стороны, независимо от того, где лежат первичные обусловливающие факторы так как в обоих случаях нормальное взаимоотношение, то есть koinonia, нарушается. »
Основные формы
В трудах Людвига Бинсвангера («Основные формы и познание человеческого существования») разворачивается анализ телесного в формах бытия друг с другом (сравните похожую проблематику в статье про травму #2 ):
« … Тело не может быть отделено от основных форм бытия друг с другом, то есть с Другим, но им принадлежит »
Л. Бинсвангер выделяет следующие сущностные черты:
- В «любящем» бытии друг с другом имеет место телесная прозрачность, которая существует в единстве «Мы». В этом случае один настолько же мало отделяется от «Другого» как особая личность, насколько мала при этом жесткость телесных границ. Проблематика этого уровня это слияния.
- Границы приобретаются лишь в другой – «плюральной» форме бытия друг с другом, которую Бинсвангер характеризует, как ролевое обращение одного человека с другим. При таком обращении разногласие между людьми легко может приводить к телесному притеснению и к притеснённости – телесное начинает занимать пространство, становится вещественным, превращается в определенное тело.
Здесь хочется вспомнить Ж. Лакана, для которого цель работы с психосоматикой может быть сформулирована, как « … вырваться из мертвой хватки «Другого», который душит до такой степени, что разрушается собственное тело», то есть ситуации, когда субъект больше не может защищаться от травмирующей инаковости. - В третьей форме – в бытии «в отношении к себе самому», живое тело превращается в физическое, которое субъект «имеет», и к которому у него есть отношение. Эта опредмечивающая отнесенность к собственному телу выражена в естественнонаучном толковании человеческого тела как телесной вещи, которое можно наблюдать в медицине.
Существует убеждение в том, что это мы обладаем телом, хотя в реальности оно принадлежит нам не в полной мере. Более того, иногда мы переживаем не принадлежность тела нам, а нашу принадлежность ему, что проявляется, в случае сильной боли, неудовлетворенного желания или инстинкта, когда тело, так или иначе оказывается в центре мира.
Факт того, что успеха порою проще достичь, когда субъекта лечат с «физической» стороны, А. Хольцкей-Кунц (dasein-аналитик) обозначает как свидетельство о природе меланхолической формы существования, которая предполагает доминирующую власть заброшенности тела или настроения. И здесь особый акцент придается слову «настроение» – это игра слов которая описывает эмоциональный фон и в то же время то, что было «настроено, построено, выстроено».
Нарцисс / Караваджо
ПоведениеПолноту картины поможет дополнить понятие психиатра Медарда Босса «leiben», позволяющее обозначить такую черту телесности, как «исполнение», другой перевод – «воплощение» (в т.ч. от слова «плоть»). Концепт созвучен с англоязычным понятием «embodiment» (от слова «body» – тело), которое сейчас активно используется в телесно-ориентированной психотерапии, травмотерапии и терапии психосоматических заболеваний. М. Босс говорит о следующем:
- Всякое человеческое поведение телесно.
- Телесный опыт проницаем
« … телесное, вплоть до последних жилок, клеток и гормонов, всякий раз, само собой, разумеющимся образом настраивается на то поведение и действие, которое как раз исполняется »
М. Босс
Даже в области внутренних органов, которые функционируют, казалось бы, независимо от психологических законов, не тело есть то, что существует само по себе, но само человеческое существование есть то, что есть то, что воплощается — и собственно это и есть некое место встречи сомы и психики. Приспособление к конкретному поведению как раз и составляет ту специфичность, которую отмечает Алиса Хольцхей-Кунц:
« … телесные потребности – не причина человеческой нуждаемости, а наоборот – ее телесный опыт, который на основную ситуацию человека отвечает телесной устремленностью к ее отмене »
Телесная устремленность к отмене соответствует процессу «вытеснения», а под «основной человеческой ситуацией» Хольцхей-Кунц, выделяет экзистенциальную проблематику (сравните эту же проблемматику в статье про травму #1 ):
- Распад чувства целостности
- Самоотчуждение
- Лишение самовластия
- Самообман
- Бегство от себя
Если развернуть эти аспекты в область психологии, то мы будет иметь факторы, которые лежат в основе нарциссического ядра субъекта, которые мигрируют в бытие телесным образом, перемещаются «в собственное тело», внутри которого субъект встречаемся с вытесняемым.
Вместе с тем, зачастую ответом на эту встречу будет забота исключительно о телесном здоровье, однако очевидно, что за этим кроется попытка «исцеления» онтологических, экзистенциальных условий и причин, в которых человек существует.
« … Искушение возможностью анонимно-телесного проживания физического недуга освобождает и создает дистанцию от экзистенциальной тяготы »
А. Хольцхей-Кунц
Здесь хочется обратиться уже к культурному моменту заключающемуся в том, что в современном обществе – это не считается результатом собственной несостоятельности, то есть имеет в какой то степени социальное одобрение, и предъявляет требования на бережное отношение и уход в рамках которого излечение не ставится в зависимость от собственных усилий, хотя становится понятно, что это скорее всего ещё одна попытка бегства от себя.
В плане работы с такими явлениями важна «телесная метафора» и её дальнейшая вербализация в план происходящих жизненных процессов, жизненной ситуации.
Литература
- Бинсвангер Л. - Бытие-в-мире.
- Хольцхей-Кунц А. Страдание из-за собственного бытия. Дазайн-анализ и задача герменевтики психопатологических феноменов.
- Казакова И. Дазайн-анализ: пропедевтика к дискурсу.
Автор: Шишов Максим Сергеевич
Психолог, Телесно-ориентированный терапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru