Михаил вернулся домой в подавленном настроении. Точнее нет — он был чернее тучи. Его жена Вера сразу же поняла, что что-то произошло.
- Миша? В чём дело? - обеспокоенно спросила она.
- Мать опять чудит, - буркнул, нехотя Михаил, - заявила мне, что Алиска поступила в институт и теперь будет с нами жить.
- Но ведь ей, как иногородней, положена комната в общежитии, - заметила Вера.
- Так и есть!
- И в чём проблема?
- В матери! - взвился Михаил. - Она считает, что её драгоценной дочурке, прости Господи, ни в коем случае нельзя жить в общаге. Мол, Алиска — нежная натура, она не выдержит суровой общажной реальности!
Вера тяжело вздохнула. В словах её мужа скользила излишняя эмоциональность, но тому имелось своё объяснение.
Когда Мише было около десяти лет, его мать, Тамара Игоревна, вышла замуж во второй раз. За пару лет до этого отец Миши траgически поgиб, попал в авapию. Тамара Игоревна была убита горем, но жизнь продолжалась. Она не собиралась повторно выходить замуж, но судьба свела её с Иваном - одиноким отцом пятилетней Алисы.
- Моя жена умерла, когда Алисе исполнилось три, - рассказывал он о своей жизни, - рaк. Мы долго боролись, но увы...
Тамара прониклась историей Ивана. Надо же, как похожи их судьбы! Оба потерли своих вторых половинок, оба остались одни-одинешеньки с детьми на руках...
Поначалу Тамара с Иваном общались, как друзья, но потом между ними вспыхнули чувства. Иван сделал Тамаре приложение руки и сердца, и она с радостью согласился.
Миша, которому к тому моменту уже исполнилось десять, очень хотел, чтобы мама была счастлива, поэтому спокойно принял отчима и сводную сестру. Но к сожалению, он был не готов к роли, которую выбрали для него Тамара и Иван.
- Ты теперь старший брат, - как-то заявила ему мать, - и должен уступать всё Алисе. И защищать её.
До Миши не сразу дошло, что это значит. Прозрение пришло позже, когда он понял, что теперь всё самое лучшее достается Алисе. Игрушки, гаджеты, одежда, поездки...
Однажды летом Тамара, старательно пряча глаза, подошла к тринадцатилетнему Мише и сказала:
- Мы через месяц на море едем.
- Круто! - мальчик обрадовался. - А куда?
- В Сочи...
- О, классно! А в дендрарий пойдём? Мне там очень понравилось.
Несколько лет назад, когда отец ещё был жив, они отдыхали в Сочи, и Миша остался в восторге от поездки.
Но на этот раз...
- Миш, извини, - пробормотала Тамара, - но ты не поедешь. Ты останешься с тётей Надей.
- Как это? - оторопел мальчик. - Почему?
- Ну, понимаешь... У нас денег не так много, взять вас с Алисой обоих мы не сможем. Ну и мы подумали... Ты уже был в Сочи, а Алиса нет. К тому же ты старший, ты должен ей уступить.
- Мама, но ведь Алиса... Она же тебе неродная! - на эмоциях выпалил Миша. - Я твой сын!
- А я не делю вас, вы оба мои дети, - поучительно сказала Тамара.
- Да? И почему тогда на море едет Алиска, а не я?
Тамара не нашлась, что ответить, а Миша обиженно отвернулся. Он смирился с тем, что Алисе на день рождения подарили новый телефон, а ему лишь футбольную форму и мяч, но поездка на море! Нет, этот поступок мальчик посчитал настоящим предательством. Он даже заплакал впервые за много лет, но потом успокоился и понял, что теперь Алиса для матери важнее. Возможно Тамара хотела таким образом доказать Ивану свою преданность, а возможно девчонка действительно заняла место Миши в её сердце. Кто знает... Да и какая разница, самое главное мальчик уяснил — теперь он будет сам по себе.
Что-то после той ситуации оборвалось в душе Миши. Он замкнулся в себе, ничем не делился с родными. Превратился из веселого мальчугана в серьёзного замкнутого парня.
В семье на перемены в его поведении толком никто не обратил внимания. Тамара всё списывала на подростковый возраст, Ивану и вовсе до пасынка дела не было, да и Алису проблемы сводного брата совсем не интересовали — ей срочно нужен был новый смартфон, такой же, как у Наташки из третьего "Б".
Шли годы, Миша и Алиса взрослели. Но если первый был удобным ребёнком, которого интересовали только учеба и занятия в футбольном клубе, то вторая была проблемным подростком. Алиса росла во вседозволенности и ни в чем не знала отказа. А если родители всё же пытались урезонить девочку, то она прибегала к своим излюбленным истерикам и скандалам.
Тамара и Иван не могли понять, что же им делать с избалованной Алисой, а потому чаще всего потакали её капризам. Просто потому что им так было проще.
Так они и росли: тихий неприхотливый Миша и требовательная эгоистичная Алиса.
Окончив школу, Михаил сдал экзамены, без проблем поступил в столичный ВУЗ и получил место в общежитии.
- Ты куда это собираешься? - насторожилась Тамара, увидев складывающего в чемодан вещи сына.
- Как это куда? - удивился Миша. - В Москву. Занятия начнутся через неделю, а мне ещё в общаге обжиться надо, обустроиться.
Алиса, которая внимательно прислушивалась к разговору, моментально скривилась:
- Фу в общаге жить это отстой! Вот мне родители квартиру снимут, когда я в институт поступлю. Да, мам?
- А тебе это и не светит, - отбил подачу Миша, - с твоими знаниями тебя ни в один институт не возьмут.
Алиса, насупившись, убежала, а Тамара укоризненно посмотрела на сына:
- Зачем ты так? Алиса способная девочка, просто она ленится. Ладно... сам до вокзала доедешь или тебя отвезти?
- Доеду, - отмахнулся Миша.
***
Учеба парню нравилась, его жизнь заиграла новыми красками. Он подружился с многими ребятами и встретил Веру. У них сразу завязались отношения, а на третьем курсе молодые сыграли скромную свадьбу.
Когда Тамара узнала о том, что сын женился, то пришла в ужaс:
- Как? Почему ты ничего не сказал мне, не познакомил с невестой? Ведь так дела не делаются, Миш!
- А зачем? - просто спросил Михаил. - Главное, что я Веру люблю, а она меня. А ты моей жизнью особо не интересуешься, так зачем мне делиться подробностями?
И это была чистая правда. Тамара привыкла, что Миша не доставляет ей никаких хлопот, в отличие от Алисы. Он был умным, самостоятельным, у него и так все хорошо складывалось, а вот за Алисой нужен был глаз да глаз.
Правда, через некоторое время Тамара всё же познакомилась с избранницей сына. Алиса захотела посмотреть Москву, и Тамара позвонила Мише, чтобы сообщить, что они скоро приедут в гости.
- Покажешь нам столицу, сынок, - распорядилась она.
- Я не экскурсовод, - буркнул Миша, - и у меня сессия на носу, мне готовиться надо.
- Ой, да брось ты! Заодно и с женой познакомишь, а то вы уже почти год вместе, а я её даже не видела.
- Ну ладно, - нехотя согласился Михаил.
Через неделю Тамара, Иван и Алиса приехали в Москву. Алиса сразу же захотела пройтись по магазинам, и Иван повез дочь в торговый центр. А Тамара отправилась на встречу с Мишей и Верой.
Тихая, скромная и улыбчивая Вера понравилась Тамаре.
- Как добрались? - вежливо спросила девушка у свекрови.
- Ой, Верочка, даже не спрашивай! - всплеснула руками Тамара. - Думала, не доедем уже! Автобус заглох посреди дороги, спина затекла так, что едва ли разогнулась, а гостиница, в которую мы заселились… Просто мрак! Да и цены тут... ужас! Как вы квартиру тут снимаете, ума не приложу, на какие деньги?
- А мы не снимаем, - сказала бесхитростная Вера.
- Как это? - не поняла Тамара.
- Дело в том, что мне от бабушки квартира досталась, бабуля умepла в прошлом году, - Вера заметно погрустнела, а Тамара, наоборот, повеселела.
- Вот здорово! Ну в смысле, не то, что бабушка умepла, - спохватилась она, - а что квартира у вас есть.
Миша тяжело вздохнул. Когда они с Верой остались вдвоем, он сказал ей:
- Зря ты матери про квартиру рассказала...
- Почему?
- Не знаю. Но мне кажется, не стоило ей знать. Лучше бы сказали, что снимаем, да и всё.
Миша как в воду глядел. Прошло ещё несколько лет, Алиса поступила в институт. Ей так понравилась Москва, что она тоже захотела там жить. И уговорила родителей оплатить ей учебу.
- Да уж, ну и ценник! - проворчал Иван, когда узнал, сколько стоит год обучения.
- Но это образование, - возразила Тамара, - считай, что это вложение в будущее.
- А ещё квартиру придётся снимать. Не будет же Алиска в общежитии жить.
- Не придётся, - Тамара хитро улыбнулась, - у Мишкиной Верки есть хата, забыл? Вот пусть Алиска к ним и переезжает, родственники всё-таки.
- Да, это ты здорово придумала! - Иван одобрил идею супруги. - Позвони Мишке, скажи, что Алиса к ним осенью приедет.
Тамара так и сделала.
- Миша, привет. Слушай, тут такое дело... Алиса в институт поступила, в Москве и теперь с вами жить будет. Мы так подумали… съем квартиры мы не потянем, а в общежитии ей нечего делать. Вот пусть с вами и живёт.
Михаил даже оторопел от такого заявления.
- Да что ты говоришь, мама? - язвительно осведомился он. - А я вот жил в общежитии несколько лет, и ничего!
- Ну она же девочка! А ты старший брат и должен помогать сестре, - Тамара села на любимого конька.
Вечером Миша обо всём рассказал Вере.
- И ведь бесполезно объяснять, - сердился он, - говорю ей, у нас места нет, мы не сможем Алиску у себя поселить, но всё как об стенку горох! Должен и всё тут.
- Успокойся, - спокойно сказала Вера, - сейчас всё решим.
Она взяла в руки телефон и набрала номер свекрови.
- Тамара Игоревна, это я Вера. Хотела поговорить с вами насчет Алисы... Да именно об этом. Дело в том, что мы не сможем её принять. Почему? Потому что у нас однушка, нам будет некомфортно. К тому же, Алиса ведь получила комнату в общежитии? Вот пускай туда и едет, ничего страшного там нет. Ну и что? Я тоже девочка и жила в общаге, ничего со мной не случилось. Нет, Тамара Игоревна, квартира моя и я решаю, кто в ней будет жить.
Обозленная Тамара бросила трубку а Вера так же спокойно положила телефон на стол.
- Что она сказала? - поинтересовался Миша.
- Что разочаровалась во мне и знать меня не желает, - Вера хмыкнула, пожав плечами, - да и тебя тоже. Мол, не родня мы им больше, раз Алисе помогать отказываемся.
- Вот и славно, - фыркнул Михаил.
С тех пор он оборвал с семьей все связи и даже почувствовал некое облегчение. Только порой понять не может, как чужая девчонка стала для матери важнее родного сына...