Найти тему

Каким будет 2024 год для грузоперевозок: прогнозы экспертов

В преддверии нового года принято строить прогнозы и, конечно, надеяться на лучшее. Эксперты E1 CARD рассказали, что может произойти с ценами на топливо, маршрутной сетью и спросом в следующем году.

– Конечно, главное, что сейчас интересует всех грузоперевозчиков – что будет с ценами на топливо. После осенней лихорадки 2023 года трудно поверить, что ситуация стабилизировалась надолго. Однако на данный момент я не вижу объективных предпосылок для резкого роста цен, как это было в сентябре, к примеру. Внутренний рынок наполнился топливом, дефицит удалось практически полностью ликвидировать по всей России, ажиотаж спал.

Тем не менее, повышение в перспективе могут вызвать несколько факторов. Во-первых, наблюдающийся рост ключевой ставки: бизнес зависит от кредитных денег и вынужден закладывать расходы в стоимость продукта. Во-вторых, в декабре РЖД ежегодно проводит индексацию ж/д тарифов: до 10% увеличены тарифы на перевозку опасных грузов и нефтепродуктов. Думаю, в этой связи уже в январе увидим корректировку цен на топливо.

Большое значение имеют планы реализации основных игроков на бирже. Рынок за последние полгода сильно изменился, теперь топливо не закупается «вдолгую» – слишком многое стало зависеть от решений регулятора. Поэтому мы внимательно наблюдаем за действиями ключевых поставщиков. На мой взгляд, только к концу января – началу февраля 2024 года станет окончательно ясно, как станет развиваться ситуация в дальнейшем.

Непредсказуемые факторы – курс рубля и отмена демпфера (осень показала, что и такое может быть). Предсказуемые – если ударят сильные продолжительные морозы, тогда ценник на зимнее дизельное топливо скорректируется вверх благодаря активному спросу потребителей. Но это временная ситуация, которую мы наблюдаем каждый год, и надолго она не затянется. Аналогично – ближе к посевным надо быть готовыми к традиционным локальным дефицитам топлива, прежде всего, в районах Черноземья.

В 2024 году по-прежнему в самой сильной позиции будут оставаться обладатели мультибрендовых топливных карт. В случае непредвиденного роста цен у одного бренда или стихийного возникновения дефицита они смогут оперативно и выгодно сменить поставщика топлива.

-2

– Уверен, что следующий год продолжит позитивную динамику 2023 года. Мы видим, что подавляющее большинство наших клиентов наращивают объемы перевозок и проливы топлива. Они переориентировались на новые рынки, нашли новых заказчиков и увеличивают количество машин в автопарках. Конечно, есть трудности, но они решаемы, и мы со своей стороны максимально помогаем партнерам.

Например, рост ключевой ставки. Деньги становятся все дороже. Для наших клиентов мы готовим разные варианты получения беспроцентной отсрочки платежа и овердрафта. Также прорабатываем возможность сотрудничества с крупными банками, чтобы наш клиент мог получить отсрочку в один клик непосредственно в личном кабинете E1 CARD.

Другая проблема – рост цен на топливо. Поэтому в будущем году компания продолжит развивать сеть АЗС «Эконом». На данный момент на рынке мы одни из немногих, кто может предложить клиенту на транзитных маршрутах цену, максимально приближенную к оптовой. И это без потерь в качестве топлива.

С приходом весны, полагаю, будет всплеск спроса на аналитику. В этот период перевозки активизируются, и компаниям необходимо оперативно принимать управленческие решения: выбирать выгодные АЗС, оптимизировать маршруты, прогнозировать затраты. Наш инструмент E1 Analytics в этом плане превосходит штатных аналитиков и стоит намного дешевле. И учитывая большой спрос на подобные продукты, E1 CARD в следующем году будет активно разрабатывать и внедрять цифровые решения в свою экосистему.

Таким образом, мы будем следовать за трендами, а клиенты, надеемся, последуют за нами.

-3

Юрий Мыкуш, директор по развитию:

– В наступающем году в международных перевозках продолжат развиваться два основных транспортных коридора. Во-первых, это так называемый «Шелковый путь»: Россия – Казахстан – Китай. Причем перевозчики будут не просто доставлять грузы до особых экономических зон на границе Китая, но и все больше продвигаться вглубь страны. Во-вторых, активно продолжит расти трафик в южном направлении по М-4 из Москвы в Воронеж, Краснодар, Ростов и далее в сторону Грузии/Азербайджана/Турции.

Соответственно, компания E1 CARD продолжит усиливать свое присутствие именно на этих востребованных направлениях. Мы намерены сопровождать клиентов на всей протяженности этих маршрутов, активно развивая необходимые им сервисы.

Например, все популярнее в последнее время становится онлайн-заправка через E1 Mobility. Сейчас она внедрена в России, Казахстане и Беларуси. В следующем году планируем подключить к ней Турцию и другие страны восточного контура – до конца 2024 года сеть будет насчитывать более 9000 АЗС.

Аналогично по платным дорогам. Сейчас топливной картой E1 CARD можно оплатить трассы в России, все платные дороги в Казахстане, Беларуси, Грузии, на подходе – Турция, Таджикистан и другие страны.

В целом по ситуации прогноз можно дать положительный. На данный момент под влиянием геополитики рынок грузоперевозок уже полностью перестроился, вышел на достаточную маржинальность. Поэтому глобальных потрясений и негативных изменений для перевозчиков, которые нельзя предусмотреть, в 2024 году можно не опасаться.

Хотите быть в курсе свежих прогнозов и лайфхаков экспертов E1 CARD? Подписывайтесь на наш канал!