Найти в Дзене

Общественный транспорт. Что имеем? Что нужно изменить? И как это сделать?

В данной статье будет проведен анализ имеющихся проблем общественного транспорта. Возможности решения этих проблем. А также взгляд изнутри, т.е. взгляд со стороны пассажира. Ростов-на-Дону — один из крупнейших и самых динамично развивающихся городов России. Его экономика, насыщенная промышленностью, торговлей и сферой услуг, требует эффективной системы транспорта для обеспечения свободного перемещения людей и грузов. В данной статье мы рассмотрим основные виды транспорта в Ростове-на-Дону и оценим их влияние на инфраструктуру города.


АВТОМОБИЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ И ПАРАДОКС БРАЕСА
Один из ключевых элементов транспортной системы Ростова-на-Дону — это автомобильное движение. Густо заселенные районы города требуют хорошо развитых дорог и удобных парковочных мест. Однако, с ростом числа автолюбителей возникают проблемы с перегруженностью улиц и длительными пробками. Правительственные органы активно работают над расширением дорожной инфраструктуры и введением новых мер для улучшения потока автомобилей по городу.
Конечно можно ярко радужно сказать, что давайте построим как можно больше дорог и решим проблему с пробками. Но тут вступает в силу такое понятие как : «Спровоцированный спрос»(Парадокс Браеса) — один из основных концептов, используемых теми, кто хочет остановить бесконтрольное строительство дорог и магистралей. Сам этот принцип можно сформулировать так: чем больше дорог построить, тем больше по ним будут ездить. То есть, сама дорога провоцирует спрос на пользование ею.
Главный вывод, который отсюда можно сделать: строительством дорог проблему пробок не решить. И это нужно понять как можно скорее. Самое простое решение, которое можно принять — это перенести административные здания из центра, куда ни будь на окраину города, тем самым спровоцировав вокруг окраины города резкий скачет инфраструктуры. По другому центр не освободить от бесконечных пробок.

-2

ПРОБЛЕМЫ И ВЫЗОВЫ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РОСТОВЕ-НА-ДОНУ
Ростов-на-Дону, как один из крупнейших городов Южного Федерального округа России, сталкивается с рядом проблем и вызовов в области транспортной инфраструктуры. Как мы уже поняли из того, что было выше описано в статье: Одной из основных проблем является высокая загруженность дорожной сети в центре города. Узкие улицы и недостаточное количество парковочных мест приводят к заторам и перегрузке дорог, особенно в часы пик.
Еще одной проблемой является отсутствие альтернативных видов транспорта. В настоящее время главным средством передвижения по городу остается автомобиль, что только усугубляет проблему дорожных заторов. Недостаток развития общественного транспорта и неудачная организация его работы также играют негативную роль.
Проекты по строительству новых дорог и расширению существующих находятся в стадии планирования или реализации, однако решение всех проблем требует времени и финансовых ресурсов. При этом необходимо учитывать экологические аспекты и предоставлять места для зеленых зон и парков.
Одним из вызовов является также интеграция информационных технологий в систему транспорта города. Внедрение умных технологий позволит оптимизировать движение автомобилей, предоставить информацию о состоянии дорожного покрытия и общественном транспорте, а также сделать процесс парковки более эффективным.
Для решения данных проблем необходима комплексная работа со стороны государства, местных органов власти и жителей Ростова-на-Дону.

Чтобы автобусы не ездили мимо остановок, 15% оплаты транспортной работы должно идти за количество перевезённых пассажиров (отследить это можно посредством системы безналичной оплаты проезда). Развивая идею из пункта №2 о снижении планового выпуска из-за ликвидации простоев, нужно организовать вход и выход на все двери — это в разы ускорит процесс посадки и высадки на остановках. Контроль за оплатой нужно будет возложить на новую структуру — муниципальную инспекцию, которая сможет штрафовать «зайцев». Исследования Москвы и других городов показывают, что такая система получается эффективнее и выгоднее даже с учётом 15-20% «зайцев».
Во-вторых, даже миллиард рублей окупится для города т.н. отложенной выгодой: пассажиры и водитель не будут нервничать из-за транспорта, уйдут гонки. Ростовчане смогут поехать вечером в любимое кафе и потратить там деньги, с которых в бюджет пойдут налоги. Можно попробовать попросить финансовой помощи у областного или федерального бюджета.
В-третьих, в договорах на обслуживание можно будет прописать существенные штрафы за неисполнение условий работы. Сейчас это сделать юридически невозможно из-за цены контрактов на перевозки в 10 копеек. Такие штрафы наряду с оплатой 15% за перевозку пассажиров станут саморегулирующими факторами системы: перевозчикам будет выгоднее работать, чем нарушать. С другой стороны, они смогут планировать свои бюджеты на несколько лет вперёд.
Другим решением, вместо брутто-контрактов, может стать преобразование МУП МТК «Ростовпассажиртранс» в бюджетное учреждение и создание муниципального задания на перевозку. При этом подвижной состав и водители коммерческих перевозчиков могут привлекаться на правах аренды. В этом случае не будет ситуации со сменой оператора маршрута, когда нужно ждать, когда водители уволятся из одного предприятия и придут в другое.

ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ ИЛИ ШЕСТЬ ШАГОВ УЛУЧШЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА В РОСТОВЕ-НА-ДОНУ
1.Предсказуемость и организация работы по графику — особенно вечером. Мы уже неоднократно касались этой темы. Большая часть людей, которые отказываются от общественного транспорта (ОТ) в пользу личного (тем самым увеличивая пробки на небесконечных улицах Ростова) говорят, что сделали это именно из-за непредсказуемости. Сегодня вечером приехало два автобуса, завтра — ни одного. Сегодня приехал в 21:00, вчера — в 21:35. Если уж мы в «РГТ» не можем угадать, когда приедет автобус, что говорить об обычных пассажирах? Да они и не должны угадывать.
2.Ликвидация простоев на остановках. Связано с предсказуемостью, но достойно отдельного пункта. Серьёзность этой проблемы не понимают ни в администрации, ни в АТП города. Парадоксально, но от простоев становится хуже всем — пассажиры разочаровываются в транспорте и его скорости, а перевозчики вынуждены выпускать больше транспорта, чем необходимо. На одной остановке на углу Ворошиловского и Большой Садовой автобусы некоторых маршрутов стоят 9-10 минут. Если здесь и на следующих остановках убрать простои, то можно будет снизить необходимый план выпуска на 1-2 машины при сохранении того же интервала движения. Снизятся необходимые ресурсы: будет меньше затрат на топливо, обслуживание автобусов, а водителей хватит на большее число маршрутов.
3.Создание адекватных условий для работы водителей. Некоторые из транспортных компаний называют в качестве потенциальной зарплаты водителей суммы, двукратно превышающие средние зарплаты по городу. Но в городе всё равно огромная нехватка водителей! Мало того, что профессия сама по себе тяжёлая, в некоторых предприятиях водители участвуют и в починке транспорта, в том числе финансово. Банально, но факт: водитель должен водить, а не заниматься смежной работой.
4.Введение разрывных графиков. В дневные часы (между утренним и вечерним часами пик) в Ростове работает максимальное количество транспорта. Салоны уже не наполняются так сильно, как утром, но тратится и горючее, и трудовые человеко-часы. Необходимо перенимать практику других городов по внедрению разрывных графиков — чтобы часть машин работала только в часы-пик. Такой механизм должен быть прописан и в контрактах на обслуживание маршрутов.
5.Оптимизация маршрутной сети и замена классов машин. Контракты только разыграны и теперь этот шаг потребует фактического соглашения между собой перевозчиков и администрации города. Последние месяцы много говорилось о попытках реанимировать маршруты, которые ходят неудовлетворительно: №№12, 13, 74, 90а, 92а. На текущий момент можно сказать: прошедшие конкурсы по сути ничего не поменяли, значит, нынешний подход не работает.
Увеличивать следует не только маршруты, но и сами автобусы — отказываться от малого класса в пользу среднего, а на ряде маршрутов (например, №№4, 34, 65, 71) возвращаться к практике использования автобусов особо большого класса. Переучить двух водителей на новую категорию будет дешевле, чем нанимать трёх.
Если подходить не точечно, а более системно, то можно вспомнить, что за 32 млн рублей в Ростове была сделана и принята депутатами Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры. Можно проводить изменения не «на глазок», а согласно расчётам, которые сделали при подготовке этой работы.
6.Переход к брутто-контрактам (оплате перевозчикам за выполнение графиков и выпуск на линию). Немного истории: ещё в 2021 году планировалось, что этот шаг будет сделан сейчас, в августе 2023 года. Но вовремя не был подготовлен документ планирования, уточняющий данные ПКРТИ. Кроме того власти посчитали, что тратить порядка 1,1 млрд рублей в год на оплату выпадающих расходов транспортников будет расточительно. Но и в этом случае есть решения. Во-первых, на брутто-контракты можно перевести только магистральные маршруты (а не наоборот, как сделали в Перми, войдя в итоге в долги) — разумеется, предварительно оптимизировав сеть по ПКРТИ и документу планирования (пункт №5). Городу не будет смысла открывать дублирующие маршруты, чтобы не оплачивать лишние суммы.

Чтобы автобусы не ездили мимо остановок, 15% оплаты транспортной работы должно идти за количество перевезённых пассажиров (отследить это можно посредством системы безналичной оплаты проезда). Развивая идею из пункта №2 о снижении планового выпуска из-за ликвидации простоев, нужно организовать вход и выход на все двери — это в разы ускорит процесс посадки и высадки на остановках. Контроль за оплатой нужно будет возложить на новую структуру — муниципальную инспекцию, которая сможет штрафовать «зайцев». Исследования Москвы и других городов показывают, что такая система получается эффективнее и выгоднее даже с учётом 15-20% «зайцев».
Во-вторых, даже миллиард рублей окупится для города т.н. отложенной выгодой: пассажиры и водитель не будут нервничать из-за транспорта, уйдут гонки. Ростовчане смогут поехать вечером в любимое кафе и потратить там деньги, с которых в бюджет пойдут налоги. Можно попробовать попросить финансовой помощи у областного или федерального бюджета.
В-третьих, в договорах на обслуживание можно будет прописать существенные штрафы за неисполнение условий работы. Сейчас это сделать юридически невозможно из-за цены контрактов на перевозки в 10 копеек. Такие штрафы наряду с оплатой 15% за перевозку пассажиров станут саморегулирующими факторами системы: перевозчикам будет выгоднее работать, чем нарушать. С другой стороны, они смогут планировать свои бюджеты на несколько лет вперёд.
Другим решением, вместо брутто-контрактов, может стать преобразование МУП МТК «Ростовпассажиртранс» в бюджетное учреждение и создание муниципального задания на перевозку. При этом подвижной состав и водители коммерческих перевозчиков могут привлекаться на правах аренды. В этом случае не будет ситуации со сменой оператора маршрута, когда нужно ждать, когда водители уволятся из одного предприятия и придут в другое.