Почти 50 лет назад в легендарном ралли “Монте-Карло” было представлено сразу 5 советских автомобилей - “Волги” и “Москвичи”. Занимавшие уверенные позиции иностранцы не считали их конкурентами, но события пошли по другому сценарию.
Несерьезное отношение к отечественным гонщикам объяснялось малым опытом. С царских времен спортсмены не принимали участие на международных ралли. Только в 1957 году в СССР провели первое многодневное ралли. Удалось собрать более 100 участников. Выступали они на самых простых автомобилях - “Москвич-400”, “Победа”, “ГАЗ-69” и “ЗИМ”.
Уже в 1963 году советские раллисты были отправлены на ралли “Акрополис”, этап Чемпионата Европы. Уже тогда концепция мероприятия была модернизирована. Требовалось только довести все автомобили до финиша и показать хороший командный результат. Подготовка легла на плечи спортсменов. В одном из интервью участник ралли Анатолий Дмитриевский сообщил, что машину “Москвич-407” пришлось гнать в Грецию своим ходом, а покрышки были выданы накануне старта. Результат оказался следующим - из 80 автомобилей финишировала половина. В их числе оказалась и советская команда.
В январе 1964 года советские спортсмены были отправлены на покорение “Монте-Карло”. Подготовка не изменилась - на малую сумму закупалось нужное оборудование, ставились дополнительные фары. Только в Реймсе были выданы дефицитные зимние шины. Ни одна из советских машин не застряла на маршруте, все успешно добрались до финиша. Несмотря на это, “Волги” и “Москвичи” не сумели попасть в итоговый зачет. Советские спортсмены получили бесценный опыт.
Несмотря на неудачи, бизнес-эффект от выступлений оказался положительным - к машинам из СССР начали проявлять внимание. “Москвичи” охотнее раскупались в Европе. Тогда же была представлена новая 408 модель. В 1967 году советские “Волги” ГАЗ-21 показали хорошие результаты в Эфиопии - экипаж Тенишев-Кислых стал первым в классе и занял второе место в абсолюте.
В 1968 году организовали “царь-ралли” - марафон на 16 тысяч км с маршрутом через 11 государств. Нужно было добраться из Лондона в Сидней. Согласие на участие дали и советские раллисты. К тому времени появился “Москвич-412” с двигателем на 1.5 литра. Автомобиль дополнительно оборудовали - амортизаторы Koni, усиленные рессоры, тормозная система и сцепление. Это позволило экипажу Тенишев-Кислых занять 20 место в абсолюте.
В 1970 году состоялся более масштабный марафон. Маршрут начинался в Лондоне и доходил до Мехико - 26 тысяч км и 25 стран. На старт спортсмены из СССР вышли с “Москвич-412” в новом кузове. В конструкции использовалось несколько иностранных деталей, проводилась селективная сборка, предусматривалось дополнительное усиление швов. Масса машины выросла почти в 1.5 раза.
Самым сложным оказался участок между Родео и Ла-Винья. Экипажи проезжали на высоте 4500 м над уровнем моря. Здесь же состоялась ночная гонка по грунтовым дорогам. Пострадал сильнейший советский экипаж №21 - “Москвич” сорвался с высоты 10 метров, водитель получил множественные травмы. Несмотря на жесткие условия, советские раллисты сумели показать хороший результат - 12 место в абсолютном зачете. “Москвичи” удержали 3 общекомандное место.
В СССР раллистов встречали как героев. Тогда же резко увеличились поставки “Москвичей” на экспорт. Дальше советских спортсменов ждало много побед - на этапах “Тура Европы”, организатором которого выступал автоклуб ADAC. Вскоре наступил кризис результатов. Иностранные раллисты уже начали использовать моторы мощностью 300 л.с. В СССР не могли себе позволить такие разработки. Уже в 1980-х годах успех перестал сопровождать отечественных спортсменов.
СССР принимал активное участие в международных ралли. До 1980- х годов отечественные раллисты показывали выдающиеся результаты в гонках и занимали призовые места.
Подписывайтесь на канал и не забывайте ставить лайк! Вам не сложно, а для нас это очень важно. Спасибо!