Когда я дома, то стараюсь проводить время не менее увлекательно, чем делаю это в поездках. Я решил заглянуть в Эрарту, где меня больше всего впечатлила выставка кастомных байков.
Понятие «кастом» (от английского custom — «сделанный на заказ, индивидуальный») зародилось в Америке в далеких 30-х годах прошлого века.
Это направление стремительно набирало обороты и в конце 40-х годов превратилось во всеамериканскую истерию. Появилось огромное количество всевозможных клубов. В этот же период возникло такое понятие, как «кастом-кар».
Сегодня в публикациях часто встречается иное написание — kustom kulture. Считается, что моду на такое «неправильное написание ввел тот самый классик создания кастом-машин — Джордж Баррис. Впервые оно появилось в рекламе его мастерской, опубликованной в одном из номеров первого в истории отраслевого журнала Hot Rod Magazine в 1948 году.
Понятие «кастом-байк», как и вся байкерская тематика, зародилось в Америке в 50-х годах. Но если «байк» — это любой мотоцикл, то «кастом-байк» — это произведение искусства. Любые детали, окрас, материалы, аксессуары делаются по желанию его будущего хозяина.
Кастомайзинг — с одной стороны, искусство. Но никоим образом не «искусство ради искусства» — ведь создается в первую очередь мотоцикл, а не скульптура из металла. При этом требования к конструкции современного мотоцикла до того высоки, что без участия высококвалифицированных профессионалов здесь не обойтись. А где профессионалы, там и бизнес-составляющая. Закономерно, что производство кастом-байков по мере развития трансформировалось из гаражного хобби в полноценную индустрию.
В СССР конца 80-х пионерами кастом-движения были, конечно, мотоциклисты, превращавшие «Ижи» и «Явы» в подобие чопперов из американских фильмов.
И представлял собой кружок «Очумелые ручки» для взрослых.
Одним из самых популярных приемов было расточить родной двигатель или заменить его на более мощный. Ну и, конечно, шла работа над экстерьером — замена руля, выхлопной системы, хромирование деталей и окраска. Некоторые детали приходилось делать буквально из металлолома в гараже без необходимого оборудования. На выручку приходила смекалка и одержимость идеей. Всегда находился сосед, работающий на заводе и готовый за пару «пузырей» помочь советским пионерам гаражного мотостроения и сварить или выточить на работе пару деталей. Парни из семей технической интеллигенции могли выведать у родителей, как работает четырехактный двигатель, а особенным счастливчикам даже помогали с разработкой чертежа будущего байка.
Начались 90-е — эпоха кооператоров и бандитов. У одних появились деньги, у других — возможности. В те годы стало можно выезжать за границу, где уже давно сформировались байкерское движение и клубы, имеющие собственную символику и все соответствующие признаки общественного движения.
Тогда же были налажены первые связи с зарубежными клубами. Наши байкеры привозили домой не только «экип» и технику, но и байкерскую культуру. К концу 90-х в России сформировалось несколько десятков образцово-показательных клубов. Процветал и отечественный кастомайзинг.
В 2000-х у байкеров появились свои «места», некое подобие штаб-квартир, причем во многие из них могли попасть только «свои». На смену дедовским гаражам на отшибе вселенной пришли полноценные мастерские, практически настоящие «ателье». Красивых байков в городах становилось все больше, как и желавших стать частью тусовки. Для того чтобы стать членом закрытого клуба, необходимо было получить единогласное одобрение всех остальных, и если кандидатуру отклоняли, то мастер не строил байк ни за какие деньги. Это порядок, которого придерживаются все мастера по мотоциклам. По сей день действует догма: не ты выбираешь байк, а он выбирает тебя.
В наши дни отечественный кастомайзинг рванул вперед, так, что за секунды превратился в точку на горизонте, оставив после себя лишь запах жженой резины и горячего асфальта. А энтузиасты, которые еще совсем недавно были одержимы идеей, получили международное признание.
На счету наших мастеров большое количество наград, они становились неоднократными чемпионами по кастомайзингу. На их байках неоднократно ставились рекорды скорости. Мировые СМИ пестрели новостями о русских умельцах, в очередной раз сделавших невозможное.
Мастера кастомайзинга сродни ювелирам, создающим дорогой аксессуар, подчеркивающий индивидуальность владельца и приверженность определенной философии свободы.
Все байки, представленные на выставке, сделаны в России. Интересно, что в качестве охранника за посетителями выставки наблюдает один из байкеров, который трепетно относится ко всем экспонатам и не прочь рассказать пару баек приветливым посетителям.
#Глеб_музеи