Найти в Дзене
Энергия из отходов

Электромобили и мистер Бин

Жаркая дискуссия о пользе и вреде электромобилей разгорелась в британской прессе. Начал ее, как ни странно, комик Роуэн Аткинсон, известный всему миру как Мистер Бин. Почему это с одной стороны неожиданно, а с другой – закономерно? И что ему отвечают эксперты?

Мало кому известно, что любимый всеми Роуэн Аткинсон по образованию вовсе не актер. В Университете Ньюкасла он изучал электротехнику и электронику, а в оксфордском Куинз-колледже получил степень магистра в области систем управления. По его собственному признанию, всю жизнь он питал страсть к автомобилям, а при появлении электрических аналогов увлекся ими. Первый гибридный экземпляр Мистер Бин приобрел 18 лет назад, а 9 лет назад в его коллекции появилась и полностью электрическая машина. У Аткинсона внушительная коллекция машин, он периодически принимает участие в гонках, а также пишет статьи в профессиональных автомобильных журналах.

-2

Долгое время он считал электромобили «замечательными механизмами: быстрыми, тихими и до недавнего времени очень дешевыми в эксплуатации». Но теперь все чаще Аткинсон чувствует себя обманутым. Это и сподвигло его на написание большой статьи в британскую The Guardian.

-3

Британское правительство предлагает запретить с 2030 года продажу новых бензиновых и дизельных машин. Аткинсон считает, что эта инициатива основана на выводах, сделанных лишь на одной части жизненного цикла автомобиля - его эксплуатации (и соответственно, отсутствии выхлопа). Нулевой выброс выхлопных газов, безусловно, ценное достижение, если рассматривать качество воздуха, особенно в центре городов. Однако, если посмотреть более широко, в том числе на производство автомобиля, ситуация меняется.

-4

В 2021 году компания Volvo опубликовала данные, согласно которым выбросы парниковых газов при производстве электромобилей почти на 70% больше, чем их бензиновых аналогов. Практически вся вина за эти показатели ложится на литий-ионные аккумуляторы. Они очень тяжелы, для их изготовления требуется огромное количество электроэнергии, а срок службы в среднем не превышает 10 лет.

Конечно, идет поиск более совершенных решений, разрабатываются новые, так называемые твердотельные батареи, которые должны заряжаться быстрее и весить на 2/3 меньше. Однако прежде чем они поступят в продажу, пройдут годы, за которые на дороги выйдут еще миллионы электромобилей со старыми параметрами.

-5

По мнению Аткинсона, более перспективными с точки зрения экологии выглядят автомобили, работающие на водороде. Их топливные элементы в 2 раза легче литий-ионных аккумуляторов, а заправиться можно так же быстро как бензином. Они также более предпочтительны для использования в грузовиках, которые ездят на большие расстояния. Для них разработан новый тип поршневого двигателя с впрыском водорода, который предполагается запустить в производство в ближайшие 2 года.

Роуэн Аткинсон, актер, магистр в области систем управления:

 «Я все чаще чувствую, что наш медовый месяц с электромобилями подходит к концу. И это неплохо: мы понимаем, что необходимо изучить более широкий спектр вариантов, если мы собираемся решить очень серьезные экологические проблемы, возникшие в результате использования автомобилей. Мы должны продолжать разрабатывать водород, а также синтетическое топливо, чтобы предотвратить утилизацию старых автомобилей, которые еще так много могут дать, и одновременно продвигать совершенно иные виды топлива».
«Я все чаще чувствую, что наш медовый месяц с электромобилями подходит к концу. И это неплохо: мы понимаем, что необходимо изучить более широкий спектр вариантов, если мы собираемся решить очень серьезные экологические проблемы, возникшие в результате использования автомобилей. Мы должны продолжать разрабатывать водород, а также синтетическое топливо, чтобы предотвратить утилизацию старых автомобилей, которые еще так много могут дать, и одновременно продвигать совершенно иные виды топлива».

Но, конечно, самой большой проблемой всех видов автомобилей вне зависимости от двигателя Аткинсон считает «быструю моду». В Великобритании благодаря распространенной модели трехлетнего лизинга автомобили часто продаются спустя именно этот срок.

Роуэн Аткинсон, актер, магистр в области систем управления:
«Я все чаще чувствую, что наш медовый месяц с электромобилями подходит к концу. И это неплохо: мы понимаем, что необходимо изучить более широкий спектр вариантов, если мы собираемся решить очень серьезные экологические проблемы, возникшие в результате использования автомобилей. Мы должны продолжать разрабатывать водород, а также синтетическое топливо, чтобы предотвратить утилизацию старых автомобилей, которые еще так много могут дать, и одновременно продвигать совершенно иные виды топлива».

Столь эмоциональное выступление человека, известного не только как Мистер Бин, но и как большой знаток и любитель автомобилей, не могла остаться незамеченной. Не прошло и недели, как на страницах The Guardian появилась ответная статья, которую написал Саймон Эванс, заместитель главного редактора влиятельного издания Carbon Brief, специализирующегося на науке и политике в области изменения климата.

-7

Эванс утверждает: самой большой ошибкой Аткинсона является его нежелание признать, что электромобили уже приносят значительные глобальные экологические преимущества по сравнению с автомобилями, работающими на двигателях внутреннего сгорания. Это относится ко всему жизненному циклу транспортных средств - от добычи нефти или лития для батарей до фактического вождения автомобилей.

Саймон Эванс, заместитель главного редактора Carbon Brief:

 «Аткинсон приводит данные Volvo, показывающие, что выбросы от производства электромобилей на 70% выше. Мало того, что многие детали этого исследования были развенчаны. Важнее то, что выбросы от производства аккумуляторов хотя и значительны, но быстро перевешиваются выбросами CO2 от заправки бензиновых и дизельных автомобилей»
«Аткинсон приводит данные Volvo, показывающие, что выбросы от производства электромобилей на 70% выше. Мало того, что многие детали этого исследования были развенчаны. Важнее то, что выбросы от производства аккумуляторов хотя и значительны, но быстро перевешиваются выбросами CO2 от заправки бензиновых и дизельных автомобилей»

В оправдание планов британского правительства по прекращению продажи новых бензиновых и дизельных автомобилей эксперт приводит исследование, которое рассматривает весь жизненный цикл электромобиля. В этом анализе говорится, что они сократили выбросы парниковых газов на 65% по сравнению с сегодняшними бензиновыми, а к 2030 году этот показатель должен вырасти до 76%. В то время как двигатели на водороде дают преимущество лишь в 39% и 56% соответственно.

-9

Защищая использование электрической тяги в грузовиках, Эванс приводит данные Международного энергетического агентства, согласно которым в 2022 году производители продали 60 тыс. электрогрузовиков. А за первый квартал 2023 продажи в Европе выросли в 4 раза. Эксперты считают, что этот вид транспорта не будет иметь существенного недостатка в весе по сравнению с дизельными. Но при этом намного дешевле во владении и эксплуатации.

Эксперт опровергает и утверждение Аткинсона о службе литий-ионного аккумулятора не более 10 лет. По данным Эванса, большинство батарей проработают весь срок службы электромобиля, а аккумулятор Tesla вообще переживут его. Также он пишет, что сейчас британцы используют свои машины больше 3 лет – дольше, чем когда-либо. А также активно пользуются рынком подержанных автомобилей.

-10

The Guardian на этом не остановилась и теперь заявила о целой серии статей, посвященных мифам, которые окружают электромобили. Две публикации уже вышли.

В первой разбирается вопрос, представляют ли электромобили больший риск возгорания, чем автомобили с традиционными двигателями. Возможно, поводом именно для этой статьи послужил пожар, который случился в октябре на многоэтажной стоянке в аэропорту Лоутона. Из-за него даже пришлось закрывать сам аэропорт. Сначала возникла версия, что причиной стал именно электромобиль, но потом пожарные «оправдали» его и заявили, что первой загорелась машина с дизельным двигателем.

-11

Тем не менее волна беспокойства вызвала множество обсуждений и публикаций в соцсетях. Некоторые стали даже призывать увеличить размер парковочных мест, чтобы в случае пожара меньше пострадали соседние машины. А один из членов парламента потребовал увеличить стоимость страхования электромобилей.

Однако эксперты полагают, что о таких пожарах становится известно, поскольку к этому виду транспорта приковано особое внимание.

Колин Уокер, руководитель отдела транспорта аналитического центра Energy and Climate Intelligence Unit:

 «Все данные показывают, что у электромобилей гораздо меньше шансов возгореться, чем у их бензинового эквивалента. О многих, многих пожарах бензиновых или дизельных автомобилей просто не сообщается».
«Все данные показывают, что у электромобилей гораздо меньше шансов возгореться, чем у их бензинового эквивалента. О многих, многих пожарах бензиновых или дизельных автомобилей просто не сообщается».

Эксперты считают, что плохой репутацией в плане пожарной безопасности электромобили обязаны своим собратьям – электрическим велосипедам и самокатам. В них используются аналогичные технологии, но главная опасность исходит от аккумуляторов неопытных или недобросовестных производителей, или даже сделанных своими руками по инструкциям в Интернете.

-13

Есть данные из Норвегии, где наблюдается самая большая в мире доля продаж электромобилей. Там на бензиновых и дизельных машинах происходит в 4-5 раз больше пожаров. В Швеции на 100 тыс. электро- и гибридных автомобилей в прошлом году приходилось 3,8 возгораний по сравнению с 68 пожарами на дизельных и бензиновых. Министерство обороны Австралии профинансировало исследование, которое показало, что вероятность возгорания аккумулятора пассажирского электромобиля составляет 0,0012% по сравнению с вероятностью 0,1% для автомобилей с двигателем внутреннего сгорания.

Однако эксперты не исключают, что количество возгораний электромобилей может несколько увеличиться по мере увеличения среднего возраста используемых аккумуляторов.

-14

Вторая статья посвящена проблемам добычи ресурсов для создания аккумуляторов. Очевидно, со временем их будет требоваться все больше и больше. По данным Международного энергетического агентства, электромобили используют на 173 кг больше минералов (лития, никеля и меди), чем бензиновые. По прогнозам, мировой спрос на основной металл – литий – к 2030 году возрастет в 4 раза и составит около 3 млн тонн, что превысит предложение.

Кроме того, в развивающихся странах широко используется детский труд. И даже для взрослых условия труда на разработках крайне тяжелы и вызывают множество заболеваний.

-15

Главной проблемой производства электромобилей остается ущерб, который наносит добыча полезных ископаемых для них. Большие разработки в Чили, Демократической Республике Конго, Австралии приводят к тому, что земля отслаивается и высыхает, огромные площади становятся непригодными для жизни и освоения.

Тем не менее, если начинать рассматривать еще и добычу нефти, общее использование полезных ископаемых для электромобилей оказывается ниже. А вред, наносимый экологии, уже не кажется таким существенным. Важно и то, что большинство материалов, используемых в аккумуляторах, подлежит вторичной переработке.

По материалам: theguardian.com, carmagazine.co.uk