- Зачем ты пришёл? Позлорадствовать решил? – молодая мать, стоя у дверей роддома, прижимала к себе розовый конверт с малышом и не смотрела на стоящего напротив невысокого парня.
- Люда, зачем ты так? Ты же знаешь, как я к тебе отношусь. Я пришёл, чтобы помочь тебе.
- Мне не нужна помощь, Андрей. Я справлюсь сама… - молодая мать говорила неуверенно и по-прежнему отводила в сторону взгляд.
- Прошу тебя, Люда, не отказывайся от моей помощи. Тебе же некуда с дочкой идти. Я очень переживаю за тебя, - парень умоляюще смотрел на неё.
- Какую помощь ты предлагаешь, Андрей? Чем ты можешь мне помочь? – в глазах Люды появились слёзы.
- Люда, поехали ко мне… - робко сказал парень и его щёки залились краской. – Мой дядька умер, квартиру мне в городе оставил.
- К тебе? Ты с ума сошёл, Андрей! А дядьку твоего жаль…
Немногочисленные прохожие шли и оглядывались на эту странную пару, со стороны их можно было принять за молодых супругов, которые вдруг рассорились после рождения первенца.
- Что ж ты, милая, ребёночка ему подарила, а идти к нему не хочешь, - качала головой проходящая мимо старушка.
- С чего вы взяли? – почти закричала Люда. – Это не его ребёнок!
- Не мой… - тяжело вздохнул Андрей.
Старушка лукаво прищурилась, переводя взгляд с Андрея на Люду.
- И не важно чей, - сказала она. – Парнишка-то любит тебя. Оставь свою гордость, милая, не гони его…
Щёки Андрея сделались пунцовыми. Он любил Люду до беспамятства, и она это знала, все в посёлке знали. Но слов любви Андрей никогда ей не говорил, робел.
- Пусть у вас всё наладится, живите счастливо! – сказала старушка и медленно удалилась, оставив Андрея и Люду стоять в растерянности.
На руках у Люды заплакала маленькая Наташа, прервав молчание.
- Можно я на неё посмотрю? – спросил Андрей.
- Смотри… Но в руки я тебе её не дам. Ещё уронишь.
- На тебя похожа, - улыбнулся Андрей, взглянув на кроху. – Люда, прошу тебя, пойдём со мной. Я всё для тебя и твоей дочки сделаю. Ну, куда ты пойдёшь, не вернёшься же в посёлок?
- Не вернусь… - тихо ответила Люда.
Она молча последовала вслед за Андреем, не представляя, что будет дальше и как сложится её жизнь и жизнь её новорождённой дочки.
Андрей и Люда были односельчанами и ровесниками, жили на соседних улицах. Любовь к Люде поселилась в сердце Андрея, когда ему было пятнадцать лет. Но любовь была безответной. Парень был лицом неказист, невысокого роста, застенчивый. Девушки мало обращали на него внимание. Не приглянулся он и Люде, попытки ухаживаний с его стороны она отвергала.
Андрей окончил восемь классов и поступил в училище в райцентре, на токаря обучался. Не видеть каждый день Люду было для него настоящей мукой, пусть даже она не смотрела в его сторону, просто увидеть её – глоток воздуха для Андрея.
На выходные парень приезжал в посёлок и готов был стоять хоть целый день возле Людиного дома. Он видел, как она, звонко смеясь, выходит из дома и встречается с подружками. Жениха у Люды не было и это давало Андрею пусть слабую, но надежду. Он продолжал попытки понравиться Люде, но результат был тем же.
Через три года парень окончил училище, ему исполнилось восемнадцать лет и его призвали в армию. А Люда окончила школу, десять классов, и поступила в райцентре в техникум, на бухгалтера. На выходные она приезжала домой.
Андрей встретил Люду в посёлке незадолго до отправки в армию.
- Я ухожу, на два года… - задумчиво сказал он.
- Удачи тебе на службе, - улыбнулась Люда.
Как бы хотел Андрей услышать другие слова! Он мечтал, что Люда посмотрит на него взглядом зелёных глаз, который сводил Андрея с ума, и скажет: «Возвращайся скорее, я буду ждать тебя… Я буду писать тебе часто-часто…» Но это были несбыточные мечты Андрея, девушку он по-прежнему не интересовал.
Андрей жил с матерью, Зинаидой Петровной. Его отец умер, когда мальчику было двенадцать лет. Парень часто писал матери из армии, в каждом письме спрашивал про Люду, привет ей просил передать. Мать, читая эти строки, тяжело вздыхала, она видела, как сын страдает от безответной любви и понимала, что вряд ли Люда когда-нибудь ответит ему взаимностью.
Зинаида Петровна не передавала Люде от Андрея никаких приветов. Зачем? Но сыну писала, что привет передала и что Люда шлёт ему ответный привет. Мать знала, что сыну будет приятно получить весточку от Люды, хотела его поддержать.
Андрей часто спрашивал у матери: не появился ли у Люды жених? Мать отвечала правду: в посёлке Люда ни с кем не встречается, только с подружками гуляет, а в городе – как знать…
Андрей понимал ответы матери по-своему: значит, у Люды кто-то есть, просто мать не хочет его расстраивать. Он пытался забыть Люду и выкинуть её из своего сердца, но ничего не получалось. Даже смена обстановки и расстояние в несколько тысяч километров не спасали. Напротив, он скучал по ней, как никогда.
Прошёл год, в отпуск Андрей не поехал, ехать пришлось бы через всю страну. Решил на месяц раньше вернуться домой. Люда тем временем окончила первый курс, жениха у неё по-прежнему не было.
С Аркадием она познакомилась в конце сентября, когда училась на втором курсе. Парень был местный, городской, красавчик и душа компании. Перед ним не могла устоять ни одна девушка, не стала исключением и Люда. Только увидев Аркадия, она сразу поняла, что влюбилась, таких чувств она не испытывала никогда ранее.
Люда с детства воспитывалась бабушкой, женщиной строгих правил. Бабушка была против отъезда внучки в город, говорила, что ни к чему хорошему это не приведёт. Когда стало ясно, что Люду не переубедить и она твёрдо нацелена продолжить учёбу в городе, бабушка напутствовала её:
- Смотри, девка, держись подальше от городских парней. Им только погулять. Завлечёт тебя городской красавец красивыми речами, погуляет с тобой, что надо от тебя получит – и бросит. А ты мне потом в подоле принесёшь…
- Бабушка, ты что? – покраснела Люда. – Даже не думай. Я в город еду учиться, знания получать. Не стану я там ни с кем знакомиться и встречаться.
- Ох, милая, - качала головой бабушка. – Это ты сейчас так говоришь. А встретишь его – и забудешь обо всём на свете, и про учёбу забудешь.
- Не будет этого, бабушка! – уверенно сказала внучка.
- Дай то Бог… - вздохнула старушка. – Что ж… поезжай, не привяжу же я тебя...
Аркаша, увидев Люду в компании студентов, сразу подошёл к ней знакомиться, а вскоре прямо сказал, что она ему небезразлична. Люда была на седьмом небе от счастья, от бабушки наличие городского жениха она скрыла.
Встречались Люда и Аркаша пять месяцев. На 23 февраля Люда сделала любимому подарок: подарила открытку, в которую вложила справку о своей беременности, полученную только вчера. Эффект от подарка оказался совсем не таким, как ожидала Люда. Парень, увидев справку, замахал руками.
- Люда, нам рано сейчас думать о детях. Ты техникум не окончила, я тоже учусь. Ребёнок – это большая ответственность, нам нужно твёрдо встать на ноги, прежде чем заводить детей.
- Но как же, Аркаша? Ведь он уже есть!
- Всё ещё можно исправить.
- Что ты предлагаешь? – ужаснулась Люда.
- Ты прекрасно понимаешь, что… И я не предлагаю, а настаиваю!
- Нет, нет, - качала головой Люда, - я не сделаю этого, ты меня не заставишь!
- Делай, как знаешь, - пожал плечами парень. – Только ко мне – никаких претензий, мне ребёнок не нужен. Воспитывай его одна…
Аркадий ушёл, оставив Люду рыдать на скамейке парка. На выходные Люда не поехала домой, осталась в общежитии. Она не представляла, как рассказать новость бабушке, ведь бабушка её предупреждала...
Через две недели ехать домой всё-таки пришлось, нужно обязательно поздравить бабушку с 8 марта. В автобусе Люде стало плохо, до дома она добралась с трудом. Бабушка опытным взглядом посмотрела на внучку и тяжело опустилась в кресло.
- А жениться-то он собирается? – строго спросила она.
- Кто, бабушка? – вздрогнула Люда.
- Отец твоего дитя…
Люда залилась краской до ушей и стояла молча.
- Что молчишь? – недовольно заворчала бабушка, не дождавшись ответа. – Жениться, спрашиваю, собирается?
- Нет… - пролепетала Люда.
- Говорила я тебе, дурёхе, предупреждала. А ты!
- Полюбила я, бабушка… Всем сердцем.
- Я знала, что это случится. Не надо было тебя в город отпускать. В понедельник едем с тобой в больницу. Ясно? – прикрикнула бабушка. – Там всё сделают – будешь, как новенькая…
- Нет, я не поеду, - замотала головой Люда.
- Как это – не поеду? А делать что дальше думаешь?
- Рожать буду, бабушка.
- А растить дитя ты на что будешь, на какие деньги?
- Не знаю пока…
- Не дури, девка. В больницу нужно ехать. Потом так и будешь всю жизнь одна. Кто тебя с чужим дитём замуж возьмёт? Думаешь, очередь за тобой стоять будет?
- Я буду рожать, бабушка… - упрямо твердила Люда.
- А в посёлке что про нас говорить станут? Скажут, гулящая внучка у Матвеевны: ребёнок есть, а мужа нет. Не смогла её бабка порядочным человеком воспитать.
Люда стояла, низко опустив голову.
- Значит так: или мы в понедельник в больницу едем, или в посёлок больше не приезжай! Нечего меня перед людьми позорить! – заявила бабушка.
- Хорошо. Не приеду я больше, не стану тебя позорить…
- Вот упрямая! Поехали в больницу!
- Нет, бабушка…
Люда слово сдержала и в посёлке больше не появилась. Вскоре она узнала, что Аркаша уже встречается с другой девушкой...