Есть на популярном видео хостинге канал автоэксперта Максима Шелкова, где рассказывается о различных схемах обмана при покупке автомобилей. Информация подается, может быть, в несколько занудной манере, но заставляет задуматься: а действительно ли тебе нужно покупать автомобиль? Ведь обмануть могут везде, причем автомобиль после ДТП или со скрученным пробегом уже не выглядит большой бедой, ведь можно остаться вообще без машины и без денег. Обманывают не только не чистые на руку перекупщики, но и крупные автосалоны, где клиенту морочат голову несколько часов и в итоге Вы покупаете не то за чем пришли, да еще и в кредит на кабальных условиях. Случаются, конечно, массовые схемы обмана, но обычно это проблема одного конкретного человека. Причем пострадать от мошенников иной раз может не только покупатель, но и продавец автомобиля… А как Вам история когда целая страна «кидает» автопроизводителя?!
В 1970-е годы шведские «левые» давили на Правительство своей страны с целью признания коммунистической Кореи, а местный бизнес хотел использовать момент для освоения, как им тогда казалось, потенциально привлекательного рынка. После окончания гражданской войны Южная Корея под покровительством западных стран начала стремительно развиваться, и шведы рассчитывали извлечь выгоду из вложений в экономику Северной Кореи.
На острие Северо-Корейской экспансии скандинавов находилась компания Volvo, которая строила рекламную кампанию в США на высмеивании запланированного устаревания американских машин. Volvo предлагал крепкие и практичные автомобили, которые выдерживают суровые условия эксплуатации и их не нужно менять каждые пару лет, к чему склоняли потребителей представители «Большой тройки» из Детройта. Именно такие автомобили и были нужны Северной Корее. Думаете тысяча седанов Volvo 140-й серии отправленных в Пхеньян стали началом процветающего корейско-шведского партнерства? Ну нет!
Помимо автомобилей было поставлено некое промышленное оборудование на общую сумму 70 миллионов долларов, но Правительство Северной Кореи не смогло или не захотело расстаться с деньгами. Автомобили Volvo были распределены среди партийной номенклатуры в 1974 году, а шведам заявили, что "долги отдают только трусы"... Правительство Швеции из года в год выставляло Северной Кореи счета на оплату автомобилей с учетом штрафов и пени, но корейцы их просто игнорировали. Интересно, что шведы продолжают напоминать о долгах и сегодня, как бы говоря: «Ребята, Вы ездите на наших машинах уже 50 лет…». К 2023 году сумма долга выросла до 322 миллионов долларов, но что-то мне подсказывает, что никаких денег от товарища Ким Чен Ына никто не получит.
Автомобили Volvo переданные Пхеньяну, конечно, были очень крепкими, и до недавнего времени встречались на улицах городов Северной Кореи, перейдя из правительственных гаражей в таксопарки, а потом и в частное владение. Это могло быть отличной рекламой надежности Volvo, если бы Серверная Корея не была настолько закрытой страной.
А вот подобная история из Ирака:
Сергей Клюшниченко
Фото Hagerty Media