Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Как работать с сопротивлением?

Каждый из специалистов психо сферы сталкивается с сопротивлением со стороны своих клиентов. Это неизбежно, неотвратимо.
Поэтому важно научиться распознавать это сопротивление и грамотно с ним взаимодействовать , чтобы его сущность работала на пользу терапевтического процесса.

Так же, имеет значение ваше профессиональное отношение к сопротивлению. Я считаю его терапевтичным, требующим анализа, так как проявление сопротивления во время психологической сессии показывает нам так же форму защиты клиента, паттерн поведения, который проявляется и за пределами кабинета, и может плохо сказываться на жизни нашего клиента.

Иногда специалисты сопротивление пытаются убрать, относятся к нему крайне негативно, а некоторые психологи еще и умудряются обвинить клиента в том, что он сопротивляется.
Важно сказать, что сопротивление - это компромиссное образование между желанием измениться и нежеланием меняться. Оно крайне редко бывает полностью осознанно. Сопротивление насильно убрать нельзя. Можно сравнить такое действие с выбиванием костыля у того, кто сломал ногу и еще не может ходить сам.

Клиент неосознанно держится за свое прошлое, за неизменность, за спокойствие, а так же защищает себя от травмирующих аффектов.

Сопротивление может проявляться следующим образом:

  • Пропуски встреч без предупреждения: «Ай, я забыла предупредить!»
  • Частые опоздания, переносы
  • Задержка оплаты или ее отсутсвие
  • Молчание
  • Ощущение клиентом, что в голове пустота, частые или эмоциональные «не знаю»
  • Постоянное согласие со всеми интервенциями терапевта
  • Поиск удовлетворения в переносе, например, желание быть любимым. Из-за страха не быть любимым, клиент перестанет включаться в аналитическую работу. Или потребность быть «накормленным» может вынуждать клиента брать от психолога все больше знаний и интерпретаций, но не анализировать самого себя в процессе
  • О важном вспоминается за 5 минут до конца сессии
  • Длительное отсутствие иррациональной реакции, когда клиент ведет себя очень разумно и рационально по отношению к психологу. Так ведут себя «хорошие клиенты», и защитные механизмы здесь стоят перед терапевтическим процессом
  • Вытеснение информации (забывание) , отыгрывание вовне.
  • Обесценивание психолога.

и другое.

Я постаралась описать самые частые проявления, и можно обратить внимание на то, что сопротивление проявляет себя не всегда очевидно. Соответсвенно на его диагностику может потребоваться не одна сессия. Однако, надо не только видеть сопротивление, но и разбираться в причинах, откуда это сопротивление пришло. Это нужно, чтобы работа с сопротивлением была эффективна.

Итак, выделяют следующие причины:

  • Вторичные выгоды от болезни/страдания для клиента
  • Неправильные действия психолога
  • Сопротивление связанное с тем, что результаты терапии вызывают сложности в общении с важными/близкими людьми.
  • Страх вылечиться и потерять контакт с психологом
  • Угроза самооценке клиента
  • Страх потерять свою идентичность

Как видите, причины сопротивляться достаточно веские.

Как же работать с сопротивлением?

Ниже я описываю структуру работы по Гринсону, которая широко распространена в психоаналитической практике.

1. Осознать сопротивление.

2. Продемонстрировать его клиенту:

Демонстрация нужна, если клиент сам не осознает сопротивление.

Инструментом для того, что бы сделать сопротивление более наглядным, часто служит молчание.

Так же важно информировать клиента на начальных этапах терапии о сопротивлении, о том, что это работа , хоть и в основном бессознательная, самого клиента. Так сказать, продукт его неосознанной деятельности.

Когда клиент говорит, что чувствует полную пустоту, белый шум в голове, будет не лишним узнать у клиента, чего он избегает таким образом , и попросить озвучить все, что придет в голову.

3. Прояснить мотивы и формы сопротивления:

  • какой болезненный аффект заставляет клиента сопротивляться?
  • какую конкретную форму и метод клиент использует для выражения своего сопротивления?

Например: «Какие чувства Вы пытаетесь устранить?” или: “Что Вы чувствовали, когда молчали?” или: “Как Вы чувствуете себя, когда Вы пытаетесь рассказывать мне о …»

4. Интерпретировать сопротивление:

Гринсон предлагает решить пациенту по какой линии следовать, задав ему вопрос типа: “Что происходит с Вами, когда Вы представляете себе разговор о... (сексе и т. п.).

Если мы не понимаем мотивы, источники сопротивления, то вспоминаем, что самым частым его источником является перенос, и ищем информацию там.

5. Интерпретировать форму сопротивления:

  • анализ этой и сходных форм поведения в настоящем и прошлом клиента;
  • проследить историю и бессознательные цели этого поведения в настоящем и прошлом клиента.

Технически, мы сначала показываем клиенту , что такое поведение - это сопротивление. Тут важно, чтобы клиент это осознал. После того, как клиент осознает это, мы ищем причины, почему он принял этот способ поведения.

6. Тщательная проработка:

Повторение и разработка шагов 4 и 5

Друзья, желаю вам успехов в профессиональной деятельности. Если используете другие инструменты для работы с сопротивлением - делитесь в комментариях!

Автор: Победина Катерина
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru