Сегодня всё больше автомобилей становится на дорогах. Похоже, что все уже успели привыкнуть к тенденции ухудшения экологии. Производители автотранспорта, в свою очередь, стараются всячески бороться с этим губительным для человечества явлением. Так на свет появилась система start-stop, которая призвана снизить вредные выбросы в атмосферы и сэкономить драгоценное топливо. Далее пойдёт речь об особенностях её функционирования.
Экологическая ситуация на планете стала плачевной в XX столетии. А примерно в 70-х годах прошлого века японские инженеры задумались, как сделать их автомобили чуточку менее токсичными. По сути, она система старт-стоп в массовый обиход вошла в новом тысячелетии. Тогда практически все ведущие автомобилестроители взяли её на вооружение. Получилось так, что пионерами на практике стали немцы из VAG. Потом за ними последовали французы из PSA. А в 2023 многие автомобили среднего и высшего класса уже имеют на борту эту функцию по умолчанию.
Прежде всего, старт-стоп теоретически делает возможным топливную экономию до 10%. В ситуации, когда оно постоянно дорожает – такую возможность высоко оценили в развитых странах мира. А раз сгорает меньше бензина/солярки, значит, и улучшится экологическая обстановка. Тем более, что в Старом свете идёт жестока борьба со всем, что наносит урон природе в том или ином формате.
В городе автомобилисты проводят много времени в пробках. То есть, двигатели работают на холостом ходу. Это плохо, как для ДВС, так и для матушки-природы. Конструкторы нашли возможность несколько снизить эти явления.
Как работает старт-стоп?
Когда авто останавливается на определённый отрезок времени, её мотор глушится электроникой. Например, на ТС с «автоматом», при нажатии на педаль тормоза в течении 3 с двигатель останавливается. Когда же человек нажимает на гашетку, то стартер его запускает.
В машинах на «механике» ситуация похожая. Когда автомобиль находится на светофоре и селектор МКПП оказывается в нейтральном положении, то движок глушится. При выжиме сцепления, ДВС стартует. Всё просто.
Необходимо понять основные принципы работы системы start-stop. Когда машина заглушена, то (как обычно) магнитола, «климат», свет работает от АКБ, а при запуске мотора нагружается стартер. Всё просто.
Минусы системы старт-стоп
· Определённый износ стартера и его техническое усложнение. Из-за того, что пусковая установка оказывается под большей нагрузкой, её конструкции становится более дорогой в производстве. От этого страдает конечный потребитель, который покупает такой автомобиль. Ведь на месте генератор не работает, пока машина стоит на перекрёстке. При этом погода за бортом может быть разной, и задачи у транспорта тоже разные.
· В силу повышенного потребления тока, аккумулятор для машины с системой старт-стоп обычный не подойдёт. Нужно устройство, выполненное по технологическому AGM-процессу. Это означает, что внутри АКБ место между пластинами заполняется пористым стекловолокном с электролитом. Такие аккумуляторы смогут выдержать больше циклов работы. Но и стоить они будут дороже обычных.
· Лишние пуски мотору ни к чему. В городской среде их и так достаточно. Получается же, что автомобиль с системой старт-стоп испытывает сильнее нагружает двигатель. Недаром ведь езду по трассе считают наиболее полезной (в плане износа ДВС). Ситуация усугубляется тем, что современные турбомоторы особенно чувствительны к постоянным остановкам и пускам.
· Другой минус притянут за уши. В ряде машин глушение и запуск движка может происходить с некоторым дискомфортом.
Чтобы избежать негативных факторов этой системы, некоторые водители предпочитают её отключать. Для этого обычно предусмотрена специальная клавиша. Негативный момент в том, что отключать умную электронику приходится при каждом новом запуске мотора заново.
Есть и другой вариант. Поехать в специальный сервис, где мастера могут на программном уровне полностью выключить систему. Но тогда и самостоятельно включить её уже не получится. В этом есть определённый недостаток.
Навряд ли найдётся автолюбитель, который захочет установить систему start-stop на машину, в которой она отсутствует с завода. Но чисто теоретически сделать это возможно. Подводя итоги, нужно сказать, что несмотря на серьёзные минусы, такую электронику производители продолжают ставить на современные автомобили.