Топливный, воздушный, салонный, сажевый – всё про фильтры и когда их менять

113 прочитали

Продолжаем ликбез по фильтрам. Ведь масляный фильтр не единственный в системе автомобиля. О нем мы, кстати, подробно рассказали здесь. Защиту узлов от загрязнений обеспечивают множество фильтрующих элементов.

Давайте разбираться какие еще бывают автомобильные фильтры и когда их нужно менять.

Продолжаем ликбез по фильтрам. Ведь масляный фильтр не единственный в системе автомобиля. О нем мы, кстати, подробно рассказали здесь.

Топливный фильтр

Страж системы подачи топлива, который следит, чтобы в нее не попали пыль, мусор, частицы ржавчины и прочие примеси. В качестве фильтрующего элемента используется бумага, пропитанная акриловой смолой. Фильтр защищает форсунки от засорения и обеспечивает бесперебойную работу топливного насоса.

При использовании некачественного топлива фильтр работает «на максималке» и быстро засоряется, что может привести к сбоям в системе впрыска топлива и поломке топливного насоса. А при несвоевременной замене — к износу и выходу двигателя из строя. Так что стоит быть внимательнее к местам, где вы заправляетесь.

Пример топливного фильтра
Пример топливного фильтра

Признаки того, что топливный фильтр засорился

  • мотор работает с перебоями;
  • затрудненный пуск двигателя;
  • падение мощности двигателя (при отсутствии других проблем);
  • внезапная остановка двигателя при работе под нагрузкой или на холостом ходу;
  • потеря тяги на высоких оборотах;
  • повышенный расход топлива.

Сроки замены топливного фильтра у каждого автопроизводителя свой и указываются в мануале транспортного средства. Для бензиновых ДВС они обычно составляют 15-20 000 км пробега, для дизельных — до 60 000 км. Но как и с масляным фильтром, не следует забывать про условия эксплуатации, а также про качество топлива на наших АЗС. При появлении первых признаков засора топливного фильтра его нужно менять, не дожидаясь установленного километража.

Воздушный фильтр

Чтобы топливо сгорало, нужен воздух. И обязательно чистый. За это и отвечает воздушный фильтр. Он предотвращает попадание частиц пыли и грязи в двигатель, снижает уровень шума, регулирует температуру топлива.

Воздушный фильтр представляет собой корпус и сменный фильтрующий элемент (кассету). В зависимости от формы может быть панельным, цилиндрическим, кольцевым или бескаркасным.

Менять такой фильтр следует планово — каждые 15-30 000 км пробега или внепланово — при засоре или механической поломке. Особенно важно учитывать условия эксплуатации авто. При тяжелых условиях, например, частой езде по грунтовым дорогам или в промышленных городах с загрязненным воздухом, указанный в руководстве автомобиля интервал замены фильтра лучше сократить вдвое.

Примеры воздушных фильтров
Примеры воздушных фильтров

Признаки засорения воздушного фильтра

  • при визуальном осмотре на свету видны загрязнения и пятна масла;
  • увеличился расход топлива;
  • упала мощность двигателя;
  • мотор тяжело запускается;
  • слабый разгон при увеличенных оборотах;
  • шум в двигателе;
  • темный дым, сажа, пламя из выхлопной трубы;
  • запах бензина при старте;
  • на приборной панели загорелась лампочка «Check Engine».

Наплевательское отношение к замене фильтра может привести к капремонту двигателя.

Салонный фильтр

Отвечает за комфорт пассажиров в машине. Он очищает воздух, поступающий в салон, и защищает кондиционер и радиатор печки от попадания грязи и пыли.

Салонные фильтры бывают 2 видов:

  • нейтрализующие загрязнения и запахи — фильтрующим элементом выступает активированный уголь;
  • нейтрализующие только загрязнения — состоят из фильтровальной бумаги.

Сроки замены фильтра устанавливает автопроизводитель, в среднем это каждые 10-15 тысяч км пробега. С учетом условий езды и маршрутов замена фильтра в салоне может производиться раньше.

Примеры салонных фильтров
Примеры салонных фильтров

Признаки необходимости замены салонного фильтра

  • часто запотевают стекла;
  • неприятный запах в салоне;
  • видна пыль при включении вентиляции;
  • слабый поток воздуха в салоне;
  • повышение температуры в салоне летом;
  • плохо работает «печка» зимой.

Сажевый фильтр

Очищает выхлопные газы от твердых частиц (в частности, от сажи) и защищает окружающую среду от вредных выбросов.

Сажевые фильтры состоят из металлического корпуса в виде колбы, пористой ячеистой керамической матрицы, не пропускающей твердые частицы, и датчиков. Могут быть 2 видов:

  • DPF-фильтр — частицы сажи оседают внутри.
  • FAP-фильтр — частицы сажи удаляются за счет системы очистки.

Менять сажевый фильтр рекомендуется каждые 200 000 км пробега. При заправке некачественным топливом, экстремальных условиях эксплуатации, плохом обслуживании выхлопной системы этот срок снижается в 2 раза.

Самый простой способ забить сажевый фильтр - подолгу держать автомобиль на холостом ходу. В норме сажа превращается в газообразные продукты горения, которые вылетают вместе с прочими выхлопными газами, что способствует регенерации. Но у автомобиля, который никуда не едет, а просто стоит прогретым, сажа вырабатывается достаточно интенсивно, при этом естественный прожиг невозможен. Это приводит к быстрому выходу из строя сажевого фильтра.

Пример сажевого фильтра
Пример сажевого фильтра

Признаки забитого сажевого фильтра

  • загорелся индикатор DPF на приборной панели;
  • снижение мощности двигателя;
  • мотор хуже заводится или не заводится совсем;
  • шум в моторе при запуске;
  • запах гари в салоне;
  • повышение расхода топлива;
  • высокие обороты на холостом ходу;
  • белый дым из выхлопной трубы;
  • поломка форсунок двигателя;
  • срабатывания датчиков температуры и давления.

Это основные автомобильные фильтры, которые есть во всех современных авто. Но расскажем и про более редкие экземпляры:

Фильтр трансмиссионного масла. Устанавливается в машинах с АКПП и подлежит замене вместе с трансмиссионным маслом в среднем каждые 70-100 000 км пробега.

Фильтр жидкости гидроусилителя руля. Им оснащены авто с ГУР. Подлежит замене каждые 12 месяцев, либо 20 000 км пробега, в зависимости от того, что наступит раньше.

Гидравлический фильтр. Устанавливается для очистки масла в расширительном бачке, если в транспортном средстве есть гидравлическая подвеска. Срок замены — каждые 500 часов работы или не реже 1 раза в год, в зависимости от того, что наступит раньше.

Фильтр газового оборудования. Встречается на автомобилях с ГБО. Меняется на новый в среднем каждые 10-15 000 км пробега.

Мотор «железного коня» — сложный механизм. И чтобы все его узлы и детали работали слаженно, как часы, нужно содержать его в чистоте, которую обеспечивают многочисленные автомобильные фильтры. Не забывайте следить за состоянием фильтров, меняйте их согласно рекомендациям автопроизводителей или по необходимости и выбирайте только качественные расходники.

Продолжаем ликбез по фильтрам. Ведь масляный фильтр не единственный в системе автомобиля. О нем мы, кстати, подробно рассказали здесь.-6

Havens — синтетические масла премиум-класса из ОАЭ для бензиновых и дизельных двигателей легковой и тяжелонагруженной техники. На российском рынке с 2022 года.

Настоящие моторные масла из ОАЭ можно приобрести на Яндекс.Маркете, OZON, Wildberries или в точках продаж в вашем городе. Спрашивайте Havens в магазинах и автосервисах вашего города!