Найти тему
27,8K подписчиков

Гибель "Армении". Предыстория и окружающая обстановка.

805 прочитали

Мы рассматриваем обстоятельства гибели санитарного транспорта Черноморского флота с помощью советских и немецких документов, отсеивая массу вымышленных фактов, которыми обросла эта история за много лет. Мы уже выяснили, что бывший товаро-пассажирский теплоход "Армения" никак не подходил под (весьма сомнительный) статус "госпитальное судно" (почему говорилось в первых двух статьях). И дело тут не в окрасе, а в том, что это был военный транспорт, имевший вооружение (по просьбе читателей я постарался сделать снимок контрастнее, дабы была видна пушка). Пушка стоит там, где и должна стоять (ради нее, при переоборудовании сняли даже две пары кормовых шлюпок: четыре шестиметровых спасательных шлюпки)

Мы рассматриваем обстоятельства гибели санитарного транспорта Черноморского флота с помощью советских и немецких документов, отсеивая массу вымышленных фактов, которыми обросла эта история за много...

Я постараюсь давать все очень сжато, но материал все равно выйдет длинным (и может показаться скучным), но иначе не выйдет.

Маршрут движения транспорта до Севастополя

4 ноября. В 05:40 из Туапсе в Севастополь вышел конвой, в составе теплоходов «Армения» и «Абхазия», базового тральщика «Груз», эсминца «Способный» и сторожевых катеров СКА-141 и СКА-118. (Еще раз: в Севастополь). Так указано во всех документах. Но...

В 11:00 из-за поломки машин "Армения" была вынуждена вернуться в Туапсе в сопровождении двух СКА и тральщика Т-403 "Груз" (командир ст. л-т Кроль А.М.)

Мы рассматриваем обстоятельства гибели санитарного транспорта Черноморского флота с помощью советских и немецких документов, отсеивая массу вымышленных фактов, которыми обросла эта история за много...-2

Повторный выход состоялся после устранения неисправности. Судно вышло повторно в сопровождении тральщика и двух катеров. Первая часть конвоя продолжила движение и а 5 утра "Абхазия" и эсминец "Способный" были уже в Севастополе.

Вроде бы как "...теперь конвоировать опоздавший теплоход приказали эсминцу «Сообразительный» под управлением капитана-лейтенанта С.С. Воркова. Вместе с ним в конвое должны были находиться транспорт «Серго» и тральщик «Груз».
4 ноября в 15 час. 35 мин. Ворков на «Сообразительном» начал выводить суда из порта фарватером № 2. Таким образом, «Армения» вышла из Туапсе с опозданием на десять с половиной часов.Согласно ордеру командира эсминца «Сообразительный» капитан-лейтенанта Воркова, в море судам на переходе Туапсе – Севастополь надлежало идти в следующем порядке. Головным шел «Сообразительный», за ним – транспорт «Серго», затем «Армения», а в ночном ордере, по предписанию Воркова, концевым в кильватер назначался тральщик «Груз», следующий за «Арменией».

Есть очень хорошая серия статей А.Скробача "Четыре ночи и три дня "Армении", автор которой проработал массу материала, но ряд моментов в этой серии статей для меня не совсем понятен. Например, он указывает: "Следует пояснить, что «Армения» и «Груз» шли именно в Ялту, согласно первоначальному плану". Дык... не было такого плана. Рейсовое задание "Армении" изначально требовало следовать в Севастополь для эвакуации персонала и имущества медико-санитарного отдела ЧФ.

Автор описывает некую "борьбу" командира "Армении", который стремился уйти в Ялту и командиров тральщика и эсминца, которые принуждали идти его в Севастополь. Он дает радиограмму (которую найти не удалось)

«Срочность — экстренно. Куда — теплоход «Армения», тральщик «Груз». Кому — командиру. Следовать в Ялту, принять раненых. Оперативный дежурный штаба ЧФ Дьяченко. №1920, отправлена 5 ноября 1941 года в 19 ч. 39 мин.».

Наверное, автор поднял документы, которых у меня нет. Из Туапсе два отряда выходили отдельно друг от друга: "Груз" и "Армения" с двумя катерами раньше, эсминец «Сообразительный» и танкер "Серго" позже.

В Севастополь оба конвоя тоже прибыли отдельно: сначала "Серго" и эсминец, потом "Армения" и "Груз с катерам. На переходе "Армения" несколько раз отставала из-за неисправности машин.

В 03:45 6 ноября «Армения» в сопровождении тральщика и катеров вошла в главную базу ЧФ.

Обстановка

Начальник штаба ЧФ контр-адмирал И.Д.Елисеев 4 ноября 1941 года объявил по флоту, что побережье между Ялтой и мысом Чауда (крайняя восточная точка Феодосийского залива) занято противником. Это почти правильно.

3-го ноября, в 15.45 170-я немецкая дивизия захватила Феодосию. Вот документ:

Мы рассматриваем обстоятельства гибели санитарного транспорта Черноморского флота с помощью советских и немецких документов, отсеивая массу вымышленных фактов, которыми обросла эта история за много...-3

Мыс Иван Баба был захвачен только 4-го утром.

Мы рассматриваем обстоятельства гибели санитарного транспорта Черноморского флота с помощью советских и немецких документов, отсеивая массу вымышленных фактов, которыми обросла эта история за много...-4

Почему я выделяю именно этот район? Именно отсюда с базы завода "Гидроприбор" и сдаточной базы вечером 3.11.1941 уходила группа капитана 1 ранга И.Бурмистрова, руководившего эвакуацией имущества "Гидроприбора" (производившего минно-торпедное вооружение) и базы флота. Запомним этот факт. С другой стороны этого участка передовой отряд 72-й дивизии захватил Алушту и пробивался вдоль дороги на Ялту. Между ними в окружении оказались части группы генерала Аверкина и 184-я стрелковая дивизия полковника Абрамова (но это тема отдельного рассказа).

Сама Ялта была еще свободна. Но в приказе про запрет захода в Ялту ничего не говорилось.

Мы рассматриваем обстоятельства гибели санитарного транспорта Черноморского флота с помощью советских и немецких документов, отсеивая массу вымышленных фактов, которыми обросла эта история за много...-5

Через Ялту на Севастополь отходили армейские части. Из оперативной сводки Приморской армии за 6.11.41г.: «… 25 сд (без 31 и 54 сп), 95 сд и 172 сд остатками своих сил ведут бой в р-не Коккозы (совр. с.Соколиное), обеспечивая вывод матчасти на Алупку; частью сил продолжают движение на Алупку…54 сп обороняет рубеж в. 1472,6 (8 км сев.-вост. Ялты), не допуская прорыва противника с северо-востока на Ялту. Алуштинское направление обороняют подразделения пограндивизии в районе Кучук-Кой.7 кп обороняет рубеж Коккозы, прикрывает выход частей 25, 95 и 172 сд в район Алупки.40 и 42 кд на марше с задачей занять оборону рубежа: Саватка — в. 302,8 — г. Самналых. 7 Бр. мп, 1330 сп, б-н 172 сд сосредоточены Ялта. Связь с частями БО — телефонная и подвижными средствами; с 25 и 95 сд по радио; с 40 и 42 кд подвижными средствами; с 172 сд — отсутствует».

Приведу одну цитату: "В городе и прилегающих районах на тот момент уже создали укреплённый (боевой) участок. Старшим войсковым начальником Ялты был комбриг Николай Сергеевич Киселёв, до 10 октября 1941 года — одновременно начальник пограничных войск НКВД Черноморского округа и командир 4-й стрелковой дивизии войск НКВД, в которую и были формально сведены эти войска. С 10 октября 1941 года это соединение стало 184-й стрелковой дивизией Красной армии". Не... это "каша". Начальник войск погранокруга НЕ являлся "старшим войсковым начальником" (это был офицер НКВД, совсем другого ведомства) и на тот момент он НЕ являлся командиром 4-й стрелковой дивизии.

Был Ялтинский участок береговой обороны (формирование флота, в него, например, входила 17 береговая батарея в порту Ялты). Был Ялтинский участок обороны (армейский) за который отвечал командир 262-го стрелкового полка 184-й стрелковой дивизии (просто стрелковой дивизии, уже не НКВД). Командир полка майор Г.А.Рубцов, командир дивизии полковник Абрамов. Но эта ситуация сохранялась только до конца октября, пока дивизию не перебросили на Южнобережный рубеж. А кто остался начальником гарнизона Ялты? Сначала им был военком Ялты, потом пришли части Приморской армии. Гарнизоном Ялты являлась 2-я кавдивизия полковника П.Г.Новикова.

Мы рассматриваем обстоятельства гибели санитарного транспорта Черноморского флота с помощью советских и немецких документов, отсеивая массу вымышленных фактов, которыми обросла эта история за много...-6
Мы рассматриваем обстоятельства гибели санитарного транспорта Черноморского флота с помощью советских и немецких документов, отсеивая массу вымышленных фактов, которыми обросла эта история за много...-7

Это армейское "начальство"

Чтор каксается 1-го ранга Бурмистрова, то это флотский офицер, который каким-то чудом умудрился попасть в Ялту из Феодосии. Как? Не представляю. В литературе указывается: "«Когда над Феодосией нависла угроза захвата ее фашистами, Бурмистров, собрав разрозненно отступающие подразделения частей Приморской армии в сводный батальон, прорвался с боем через район Судака в Ялту." Вариант абсолютно нереальный. Ладно, не суть.

Капитан 1-го ранга И.Бурмистров, официально, в Ялте являлся... никем.

В Ялте был свой комендант порта, своя охрана порта, свой начальник ОХР (охраны рейда), свой начальник береговой обороны. Это флотское начальство. Пограничники - это другое ведомство (НКВД), у них свое "начальство".

У гражданских свое "начальство", со своими задачами и полномочиями. Авторы, когда пишут о ситуации, мешают все в кучу. Так не бывает. У каждого свое командование, которое ставит свои задачи.

И, даже с ранеными та же ситуация. Флотские занимались "своими", армейцы - своими. И, даже Перекопские отряды вывозили своих раненых сами, потому, как "армейцы" их себе не брали (другое ведомство, оформление документов никто не отменял). Так было и на сей раз. У флотских был свой госпиталь в Ялте (отдельный от армейцев). Но об этом чуть позже.