Сенатская площадь одна из самых красивых и значимых площадей парадного Петербурга.
В петровские времена, в самом начале XVIII века, здесь был огромный пустырь. Среди этой пустоши одиноко стояла маленькая деревянная постройка - Исаакиевская церковь. Она была возведена для работников Адмиралтейства, и ее точное местоположение в то время неизвестно.
1 марта 1712 года в стенах этой церкви произошло крупное историческое событие - Петр I венчался на Марте Скавронской, ставшей в православии Екатериной Алексеевной.
В те времена берега Невы не были укреплены, и из-за частых наводнений состояние церкви быстро ухудшилось. Уже в 1717 году на месте нынешнего “Медного Всадника” был заложен каменный собор. Эта церковь имела сходство с Петропавловским собором: высокая колокольня, башенные часы, шпиль с флюгером, на котором был ангел с крестом.
Но Исаакиевской церкви не везло: в 1733 году молния ударила в колокольню, и начался пожар. Через некоторое время внутренняя часть церкви полностью сгорела. Из-за заболоченной почвы фундамент просел, и в стенах храма появились трещины. После всех этих проблем собор был демонтирован.
Только при Екатерине II было принято решение перенести храм дальше от берега. В 1768 году на месте нынешнего Исаакиевского собора был заложен третий Исаакиевский собор. Строительство было поручено архитектору Антонио Ринальди. Он предложил облицевать здание мрамором.
Однако после смерти Екатерины II и восхождения на престол Павла I работы были поручены другому архитектору — Винченцо Бренне, который должен был завершить строительство в сжатые сроки, используя при этом более дешевые материалы. Материалы, которые предназначались для собора, были использованы для отделки Михайловского замка.
Уже в 1809 году был объявлен конкурс на перестройку собора. Александр I долго не мог выбрать зодчего, которому поручит столь остветсвенное задание. Выбор пал на молодого архитектора Огюста Монферрана. Он преподнес императору альбом, в котором были представлены 24 эскиза будущего храма в различных стилях - от готического до китайского.
Строительство велось с 1818 по 1858 год. Монферрану недоставало знаний в области инженерно-технического строительства, поэтому после начала работ здание стало оседать. Затем возникли проблемы с созданием купола.
Подробнее о том, как велось строительство Исаакиевского собора можно прочитать в наших статьях:
Сенатская площадь получила свое название из-за здания Сената и Синода, которое было построено по проекту зодчего Карла Росси. До этого она называлась Исаакиевской, по названию деревянной церкви, где венчался Петр I. Однако это название не прижилось в народе. В 1782 году вышел указ, предписывающий называть площадь “Площадью Петра I”, однако в то время это форма родительного падежа была непривычной. Площадь стала называться Петровской, и только в 1820-х годах она стала Сенатской.
Арка между зданиями Сената и Синода стала объектом восхищения поэтов и художников. Она, как и все здание, выполнена в стиле позднего классицизма.
Фасады здания Сената и Синода украшены статуями, начатыми скульптором С.С. Пименовым и завершенными после его смерти его сыном Н.С. Пименовым. Восемь статуй в нишах выполнены В.И. Демут-Малиновским, а среди декоративных элементов выделяются 16 квадратных барельефов с изображениями гербов главных губерний Российской империи, созданных скульптором Н. Устиновым.
В советское время в здании Сената и Синода располагался исторический архив, а ныне в них находятся Конституционный суд и библиотека имени Ельцина.
Во времена Екатерины II на площади появляется первый конный памятник Петербурга, посвященный основателю города и преобразователю России - Петру I. Работа над ним велась 16 лет - с 1766 года по 1782 год. Великий скульптор Этьен Фальконе, приехавший из Франции для этой работы, не имел ранее опыта с такими масштабными проектами. Он работал над маленькими статуями на фарфоровой мануфактуре.
Скульптор Фальконе долго не мог добиться желаемого результата при создании головы Петра I. Для достижения портретного сходства он изучил все доступные скульптурные, графические и живописные работы с изображением Петра I. Трижды Екатерина II просматривала модели, предлагаемые Фальконе, но не была удовлетворена. И только ученица скульптора, Мари-Анн Колло, смогла добиться необходимого результата с первого раза. Больше всего императрицу удивило то, что вместо зрачков Мария придумала сердечки. Это был профессиональный художественный прием. Но куда лучше звучит версия о том, что Петр I смотрит на Петербург влюбленным глазами.
Фальконе с самого начала задумывал поставить памятник Петру I не на обычный прямоугольный постамент. Он хотел создать “дикую скалу”, которую планировал соорудить из нескольких каменных блоков. В районе современной Лахты был найден огромный валун, который местные жители называли “гром-камнем”. Он был перевезен в центр Петербурга, и использован в качестве пьедестала.
На постаменте была размещена краткая и ясная надпись на латыни, придуманная Императрицей лично: “Петру I - Екатерина II”. Она подчеркивала, что Екатерина II является преемницей Петра I не по крови, но по духу своих реформ.
Свое прозвище памятник получил благодаря А.С. Пушкину и его поэме «Медный Всадник». А на самом деле скульптура выполнена из бронзы.
Подробнее с историей памятника можно ознакомиться в наших статьях:
14 декабря 1825 года на Сенатской площади случилось восстание декабристов. Мятеж был организован группой дворян, многие из которых являлись офицерами русской армии. Они хотели установить конституционное правление и отменить крепостное право. Восстание было подавлено, а его лидеры казнены или сосланы в Сибирь.
Часть Сенатской площади занимает Александровский сад. В нем до сих пор сохранился дуб, посаженный императором Александром II.
Также памятником архитектуры в Александровском саду является ретирадник или туалет. Его строил известный зодчий Алексей Зазерский. Это здание находится под охраной государства, как архитектурный памятник.
На углу Исаакиевской площади и Сенатской стоит творение Джакомо Кваренги - Конногвардейский манеж. Он был построен для прославленного лейб-гвардии конного полка. Величественное здание формально относится к Исаакиевской площади, но визуально - к Сенатской. Здание было построено в самом начале XIX века.
В советское время в здании манежа размещался гараж НКВД. Но в народе его называли “Смольнинским”, так как в основном там содержались служебные машины Смольного. В конце 1960-ых годов Манеж передали Союзу Художников. После реставрации ему вернули прежний облик. Там открылся большой выставочный зал, который работает и по сей день.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала
И обязательно ознакомьтесь: