Здание Академии наук было возведено в 1780-е годы. Однако научная деятельность в Санкт-Петербурге началась намного раньше. С самого начала она развивалась на Васильевском острове.
Указ “Об учреждении Академии наук и искусств” был издан 28 января 1724 года. Торжественное открытие академии состоялось после смерти Петра, в конце 1725 года. Первым президентом Академии стал личный врач Петра I Лаврентий Блюментрост.
После утверждения проекта возник вопрос о том, где будет располагаться академия.
Выбор пал на дворец на набережной Невы, который строился для вдовствующей царицы Прасковьи Федоровны, однако она не дожила до завершения строительства. Петр I принял решение разместить здесь научное учреждение, поскольку местоположение было удобным - поблизости возводилась Кунсткамера.
После передачи дворца Академии наук, Кунсткамера также была передана под ее управление. Один из академиков предложил в 1726 году создать в башне Кунсткамеры обсерваторию. Отсюда началась система отсчета точного времени в России. Сигнал отсюда подавался в Адмиралтейство, откуда ровно в полдень производился пушечный залп.
К концу XVIII века выяснилось, что старого дворца недостаточно для разросшейся научной деятельности. В 1783 г. директором Императорской академии наук и искусств стала Е.Р.Дашкова. Она запросила у Екатерины II дополнительное финансирование для постройки нового здания. Императрица одобрила эту идею, и с другой стороны от Кунсткамеры стали забивать сваи.
Проект был поручен итальянскому архитектору Джакомо Кваренги, который создал монументальное здание в стиле неоклассицизма. Княгиня Дашкова просила архитектора сделать здание более нарядным, но Кваренги решительно отказался.
Строительство здания было завершено в 1789 году. Его главный фасад украшен восьмиколонным ионическим портиком. Он выходит на Неву и выдвинут вперёд на гранитном подиуме с двусторонней лестницей. На подиуме здания можно увидеть мраморную табличку с указанием уровня подъёма воды в Неве во время наводнения 1924 года.
Главный вход ведет в холл на втором этаже. Здесь когда-то располагался центральный зал с академической книжной лавкой, а рядом - книжные хранилища. В восточной части здания находятся квартиры академиков.
Позже здесь появился физический кабинет, который развился в физико-математический институт. Он занимал почти все западное крыло здания до своего переезда в Москву. Институт возглавлял академик Крылов.
Помещения Академии наук многократно меняли свое предназначение, однако парадная часть здания сохранилась в первозданном виде.
Многие поколения ученых поднимались по парадной лестнице до третьего этажа, где находится конференц-зал. Здесь проводятся различные торжества, конференции и выставки. На лестничном пролете находится мозаичное панно “Полтавская битва” М. В. Ломоносова. Площадь мозаики составляет почти 30 кв. метров, а ее вес - около 8 тонн. Панно состоит из более миллиона фрагментов смальты.
Ни один фрагмент мозаики не был выложен лично Михаилом Васильевичем Ломоносовым. К XVIII веку технику создания непрозрачного цветного стекла, или смальты, сохранили только итальянцы, державшие процесс создания стекла в тайне.
В XVIII веке роскошные мозаичные полотна стали популярны в оформлении дворцов Санкт-Петербурга. М.В. Ломоносов в своей небольшой химической лаборатории, первой в России, провел две тысячи экспериментов, прежде чем создать свою палитру смальты. Некоторые оттенки, полученные в результате этих экспериментов, до сих пор считаются неповторимыми. Под Ораниенбаумом он открыл Усть-Рудицкую фабрику и привлек к работе на ней талантливую молодежь из крестьян, обучая их технике изготовления смальты.
Мозаичные работы самого Ломоносова достигли такого художественного уровня, что он стал почетным членом Академии трёх знатнейших художеств. Михаил Васильевич обучил нескольких учеников, вместе с которыми они создали мозаичное полотно “Полтавская баталия”. Изначально оно не предназначалось для украшения этого здания. В 1757 году Петропавловский собор, где предполагалось разместить мозаику, пострадал от пожара. Ломоносов обратился в Сенат с предложением покрыть все стены собора мозаичными полотнами. Самые крупные из них должны были представлять “Взятие Азова” и “Полтавскую баталию”. В итоге лишь одна из задуманных мозаик была воплощена, и на долгое время о ее существовании забыли.
В 1899 году участники Общества поощрения художеств обнаружили забытую мозаику, провели ее реставрацию и перенесли в здание на Малой Морской улице. В 1925 году, к 200-летию основания Академии, было принято решение установить ее на лестничном проеме. В годы Великой Отечественной войны мозаику защищал специальный чехол.
В анфиладе парадных залов третьего этажа можно увидеть скульптурные и художественные портреты выдающихся деятелей Академии наук. В первом помещении стоит бюст Е.Р. Дашковой, которая занималась переводами и принимала непосредственное участие в создании словаря.
Если Кваренги смог отстоять внешний вид здания, то внутренним оформлением занимались другие архитекторы, выполнявшие указания Дашковой.
Кабинет Дашковой украшен венецианским окном, выделяющимся среди остальных окон своей декоративностью. Сегодня этот кабинет называют “Менделеевским будуаром”. Здесь установлена скульптура Д. И. Менделеева работы И. Я. Гинзбурга.
Эта скульптура была создана при его жизни, а бронзовую отливку он приобрел сам. В 1930 году, по собственной инициативе, скульптор создал второе издание и подарил его Академии наук.
На стене кабинета находится картина современной художницы А. Г. Николаевой-Берг, на которой изображена первая встреча Екатерины Первой и приехавших в Россию ученых из Европы. Встреча состоялась 15 августа 1725 года. Рядом с Екатериной стоит А. Д. Меншиков, с другой стороны - Феофан Прокопович. Среди первых 16 ученых, приехавших в Россию, было 12 немцев. Их средний возраст составил 25 лет.
празднованию столетнего юбилея основания Академии наук итальянец Антонио де ла Порта занимался оформлением Большого конференц-зала.
Прямоугольные окна декорированы десюдепорты с изображениями орлов. Между окнами на стенах висели изображения императоров и императриц. Прямо над окнами находится большой скульптурный фриз. Его площадь составляет более 77 кв. м. Скульптур Карл Гоферт создал этот фриз с помощью намазной техники (ручная работа). Фриз аллегорически изображает восемь сюжетов, связанных с правлением Екатерины II.
Одним из самых заметных событий Екатерининской эпохи стало создание памятника “Медный всадник”. Если присмотреться, то на фризе можно увидеть очертания огромного камня, который впоследствии станет пьедесталом памятника Петру I.
Западную стену украшают колонны из искусственного мрамора. Здесь находилось место президиума.
К 100-летию Академии наук между колоннами поставили большой бюст Петра I. Падуги расписаны Фридрихом Рихтером в начале 1820-х годов.
Убранство зала практически не изменилось с тех пор. Почти два столетия в В этом зале проходят торжественные встречи ученых, доклады участников научных экспедиций, церемонии награждения премиями, собрания научных сообществ, симпозиумы, научные конференции и форумы.
В Малом Конференц-зале можно увидеть старинные напольные часы и галерею портретов ученых, чья деятельность связана с этим зданием.
Малый зал связан с именем В. И. Ленина. Во время весенней и осенней сессии 1891 года здесь он сдавал экзамены за курс юридического факультета Петербургского университета экстерном.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Ставьте лайк, оставляйте комментарий - это очень помогает развитию канала.
И обязательно ознакомьтесь: