Найти в Дзене

Медный всадник. Первый монументальный памятник в России.

Памятник Петру I на Сенатской площади является первым монументальным памятником не только в Санкт-Петербурге, но и в России.

Медный Всадник. 1852 год
Медный Всадник. 1852 год

Для Екатерины II открытие памятника Петру I было важным политическим ходом. Ее не устроил памятник, который был изготовлен по эскизам скульптора Бартоломео Карло Растрелли. Она считала, что памятник создателю новой могучей империи должен быть более динамичным, сильным, соответствовать характеру Петра I.

По рекомендации Дени Дидро, с которым императрица состояла в переписке, Екатерина II приглашает в Санкт-Петербург французского скульптора Этьена Фальконе.

Ж.-Б. Лемуан. Портрет Этьена Мориса Фальконе. 1741
Ж.-Б. Лемуан. Портрет Этьена Мориса Фальконе. 1741

В 1766 году российский посланник в Париже Д.А. Голицын заключил с Фальконе контракт, согласно которому скульптор должен был выполнить эскиз памятника и осуществить его установку. Он прибыл в Россию осенью 1766 года вместе со своей ученицей Мари-Анн Колло.

Фальконе заранее продумал, как будет выглядеть памятник первому императору России. В памятнике все должно было быть аллегорично и символично: царь-реформатор, поднявший лошадь на дыбы, символизировал пробуждение России, змея под задними копытами лошади – это аллегория тому, что Петр I подавил зло.

Император сидит на коне в медвежьей шкуре, что символизирует народ, который он приобщил к цивилизации, а его рука указывает в сторону Швеции - главного направления его завоеваний. Скала в форме волны, которую Фальконе решает использовать вместо постамента, символизирует природу северных земель, присоединенных Петром и напоминает о том, что именно Петр I вывел Россию к морю.

Фальконе долго думал в каком одеянии изобразить царя. Его рассуждения были такие: старый московский кафтан мало подходит тому, кто объявил войну бородам и кафтанам.

Если одеть Петра I в традиционную для своего времени одежду, то не будет возможности передать движения и легкость в большой скульптуре, особенно в конном памятнике. Поэтому император одет в римскую тогу с мечом и лавровым венком на голове.

Для 18 века изображать людей в скульптуре в римской одежде было нормой - это подчеркивало героический характер личности.

Екатерина II и ее окружение открыто говорили, что нужно скопировать статую Марку Аврелию в Риме, однако Фальконе был против и написал целый трактат «Наблюдения над статуей Марка Аврелия», в котором утверждал, что не видит в статуе «ни хороших пропорций, ни правильного движения, ни красоты форм».

Статуя Марку Аврелию в Риме
Статуя Марку Аврелию в Риме

Скульптору долго не удавалось создать голову Петра I такой, какой бы ему самому хотелось ее видеть. Фальконе изучил все известные скульптурные, графические и живописные изображения Петра I, чтобы добиться портретного сходства.

Екатерина II три раза осматривала модели, которые предлагал ей скульптур, но ни одна из них не произвела на нее впечатление. Нужного результата смогла добиться ученица Фальконе Мари-Анн Колло. Выполненная ею модель произвела впечатление на всех, за свою работу она была удостоена пожизненной пенсии и была избрана членом Российской Академии художеств. В это время художнице не было и 20 лет, так, она стала самым молодым академиком.

Медный Всадник вблизи. Можно увидеть гласа в форме сердечек. Фото взято из интернета
Медный Всадник вблизи. Можно увидеть гласа в форме сердечек. Фото взято из интернета

Если посмотреть на голову императора вблизи, то можно увидеть, что он смотрит на Петербург влюбленными глазами. Зрачки глаз императора выполнены в форме сердечек.

Существует легенда, что таким образом 17 летняя Мари призналась в любви к своему 50 летнему учителю - Фальконе. Однако, глаза-сердечки можно увидеть на многих скульптурах, таким образом мастера добивались «живого зрачка».

Например, такие же глаза и у лошади Петра I. Да и влюбленной в Фальконе Мари не могла быть, она в скором времени вышла замуж за сына скульптора живописца Пьера-Этьена Фальконе.

Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.

Продолжение:

Медный Всадник. Легенды. Змея-спасительница.

Медный всадник. Что такое «Гром-камень»?

Медный Всадник. Памятник Петру I

И обязательно ознакомьтесь:

Утраченные памятники в Санкт-Петербурге. Часть 1

Академия Художеств в Санкт-Петербурге. Учебное заведение, подарившее великих русских архитекторов, скульпторов и художников.

Кто такие Ши Цзы? Как статуи из Маньчжурии оказались в Санкт-Петербурге?

Самые древние существа Санкт-Петербурга - сфинксы на университетской набережной.