В самом центре Санкт-Петербурга расположено здание Адмиралтейства. Изначально, здесь находилась самая передовая верфь в России. На ней полностью создавались корабли: от начала и до конца. Построено Адмиралтейство было по чертежу Петра I в 1704 году.
Через два года здание имело П-образную форму и представляло собой одноэтажную мазанку. Такая форма была выбрана потому что во дворе было место для строительства кораблей и их спуска на воду.
В Адмиралтействе располагались мастерские, кузницы, склады и службы морского ведомства. По приказу Петра I с 1709 года все корабельные мастера обязаны были делать модели кораблей, построенных на верфи и сдавать их на склад. При Петре было построено 262 военных корабля. Первый корабль был спущен на воду 29 апреля 1706 года. Каждая закладка или спуск корабля на воду сопровождались залпами салюта, пушечными выстрелами и криками "Ура".
В здании была высокая вероятность пожара из-за большого количество легковоспламеняющихся материалов, поэтому Петр I запрещал курить и зажигать огонь на территории.
В первые годы основания Петербурга была большая вероятность нападения шведов, поэтому вокруг Адмиралтейства была построена крепостная стена с бастионами и глубоким сухим рвом, на дне которого стояли ряды заостренных кольев. Чтобы обеспечить лучшую видимость для обстрела, часть леса у здания была вырублена. Образовавшуюся поляну стали называть адмиралтейским лугом.
В 1711 году в центре здания была построена башня со шпилем. На шпиле еще при Петре I появился кораблик, как символ того, что здесь строили корабли. Сейчас - это один из символов Петербурга.
В 1717 году был прорыт Адмиралтейский канал, который соединял Адмиралтейство с Новой Голландией (подробнее читать тут), где хранился лес.
С 1727 по 1738 годы под руководством архитектора И.К. Коробова было построено каменное здание Адмиралтейства. На шпиль был установлен кораблик-флюгер. Он был изготовлен голландским мастером ван Болосом. До сих пор неизвестно какое судно послужило его прообразом. Самый вероятный вариант, что это был линейный корабль “Ингерманланд” - любимец Петра I.
Первый кораблик показывал направление ветра до 1815 года, но был утерян в процессе ремонта. Второй прослужил 71 год и был заменен на его точную копию в 1886 году, а оригинал сейчас находится в музее ВМВ. Нынешний кораблик третий. На позолоту кораблика пошло два кг золота.
Существует легенда, что под корабликом в позолоченном шаре находится золотая кубышка, набитая червонцами разных годов чеканки. Но ларец так и не был найден.
К началу 19 века вид Адмиралтейства не сочетался с окружающим его обликом города и оно было перестроено по проекту А.Д. Захарова. Строительство велось с 1806 по 1823 года. Здание состоит из двух п-образных корпусов: внешнего и внутреннего. Адмиралтейство было украшено многоколонными портиками, скульптурами, барельефами и так далее. Общая планировка Адмиралтейства частично была сохранена.
В здание разместилось морское инженерное училище. А в настоящий момент в нем находится командование Российским Военно-Морским флотом.
В правом павильоне Адмиралтейства, напротив Зимнего дворца, расположен храм Святителя Спиридония Тримифунтского. Он был возведен в 1821 году по проекту архитекторов И.Г. Гомзина и Огюста Монферрана. Он стал главным храмом русского флота, здесь освещались построенные корабли. Долгое время храм был закрыт, но в 2012 году он был вновь открыт и в нем проводят молебны.
Во время Великой Отечественной Войны шпиль и купола Адмиралтейства были зачехлены, но здание все равно пострадало от снарядов. После войны его восстановили.
От Адмиралтейства расходится три основные улицы Петербурга: Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект. Часто это место называют “Невским трезубцем”.
В Александровском садике возле Адмиралтейства стоят бюсты великих людей той эпохи: Гоголь, Глинка, Лермонтов, Жуковский и тд. Сад был разбит при Александре II. До этого на этом месте находился бульвар, где прогуливались люди и обменивались сплетнями. Отсюда пошло понятие “бульварная пресса” или “бульварные новости”.
Также в садике расположен памятник Н.М. Пржевальскому с верблюдом. Многие считают, что это памятник Сталину, но это не так. Если потереть горб верблюду и загадать место, куда хотите поехать, то желание обязательно сбудется.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
И обязательно ознакомьтесь:
Строительство Санкт-Петербурга. Правда и ложь
Петр Телушкин. Ремонт шпиля Петропавловского собора. Жест "выпить".
Как называли город Санкт-Петербург?
Стрелка Васильевского острова. Ростральные колонны и здание Биржи. Где раньше располагался порт?