Перед прочтением рекомендую ознакомиться с:
Исаакиевский собор. Сколько их было в Петербурге?
Как строили Исаакиевский собор в Петербурге?
В ходе строительства Исаакиевского собора применялись передовые технологии. Многие из них были использованы впервые и считались строительным и техническим прорывом. Однако, несмотря на современность части технологий, были использованы и древнейшие опасные методы, такие как амальгама.
Гальванопластика
Инновационный метод для оформления русских православных храмов это – гальванопластика. Русский ученый Борис Якоби в 1836 году обнаружил, что можно создать металлические копии объектов электролитическим путем. Предмет, который нужно было скопировать, помещался в емкость со специальной жидкостью в которой были растворены частички металла.
Под действием тока они оседали на объект, таким образом образуя на его поверхности тонкий слой, который в дальнейшем снимали и использовали, как отдельную скульптуру. Таким образом, огромные статуи, украшающие Исаакиевский собор не обладают столь большим весом, как полностью металлические объекты, так как внутри они полые.
При участии Якоби был создан первый в России гальванопластический завод. Владельцем завода был герцог Лейхтенбергский – зять императора. Именно на этом заводе было выполнено более 60 скульптур для украшения собора.
Ангелы с факелами на краях Исаакиевского собора также выполнены в технике гальванопластики. Когда-то они имели практическое назначение: по праздникам огонь зажигался не только на Ростральных колоннах, но и на Исаакиевском соборе. К факелам был подведен газ.
Ртутная амальгама
Купол Исаакиевского собора является самым большим золоченым куполом в мире. Позолота купола не обновлялась со времен постройки собора. Во время Великой Отечественной Войны, купол собора пришлось закрасить серой краской, но после ее удаления все заблестело, как и раньше. Но какую цену заплатили за «вечный блеск»?
На позолоту главного купола и четырех куполов часовен было потрачено около 100 килограммов золота. При покрытии купола Исаакиевского собора был выбран метод ртутной амальгамы.
Золото растворяли в холодной ртути, затем ртуть выпаривали путем нагрева изделия, а после на поверхности оставался тончайший слой золота, который практически невозможно удалить. При строительстве золотили огромные медные листы, которые в дальнейшем составили в купол.
Нагрев и выпаривание ртути в некоторые разы производили до трех раз с элемента, чтобы добится нужного цвета покрытия. Пары ртути оказывают ядовитое воздействие на организм человека. Огюст Монферран и его помощники знали, что такой способ приведет к жертвам среди рабочих, но ради долговечности постройки решили рискнуть.
Архитектор прилагал множество усилий, чтобы сократить количество жертв. Монферран приказал снабдить всех позолотчиков стеклянными колпаками со шлангами, через которые подавался чистый воздух. Однако даже это нововведение не спасло рабочих. За 8 лет работы над позолотой, смертельно отравились порядка шестидесяти рабочих.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Продолжение:
Исаакиевский собор в годы Блокады. Как музейные экспонаты спасали в сырых подвалах храма?
Исаакиевский собор. Интересные факты.
И обязательно ознакомьтесь:
Утраченные храмы в Санкт-Петербурге. Часть 4
Часовня Ксении Блаженной на Смоленском кладбище
Анненкирхе. История лютеранской церкви сквозь столетия: кинотеатр, рок клуб и пожар.