Современное здание собора является четвертым по счету храмом в честь Исаакия Далматского в Петербурге. Именно в день этого небесного покровителя родился Петр Первый.
Первый собор
Первый храм был построен для работников Адмиралтейских верфей в 1710 году, и именно в нем 1 марта 1712 года Петр венчался на Марте Скавронской - будущей Екатериной I. Церковь была деревянная, поэтому на необустроенных берегах Невы она быстро пришла в негодность.
Второй собор
В 1717 году на месте нынешнего «Медного Всадника» был заложен каменный храм. Эта церковь была похожа на Петропавловский собор: высокая колокольня, часы-куранты, шпиль, украшенный флюгером с ангелом, держащим крест.
Этот Исаакиевский собор был несчастливым: в 1733 году в колокольню попала молния, и начался пожар, а через пару лет выгорела внутренняя часть храма. Из-за болотистой почвы фундамент здания осел, и по храму пошли трещины. После всех проблем собор был разобран.
Третий собор
Екатерина II велела построить новую церковь, но она должна была находиться дальше от берега. В 1768 году был заложен третий Исаакиевский собор по проекту Ринальди, который предложил облицевать его мрамором.
К сожалению, Ринальди не мог завершить строительство собора. После смерти Екатерины Великой Павел I поручает Винченцо Бренне срочно завершить работы, но используя более дешевые аналоги. Материалы, предназначенные для этого храма, пошли на строительство Михайловского замка.
Вскоре после освящения третьего собора принимается решение перестроить здание, и в 1809 году объявляется конкурс на возведение нового храма, но Александр I не мог выбрать победителя вплоть до 1818 года.
Четвертый собор
Строительство четвертого собора было поручено молодому французскому архитектору Огюсту Монферрану. Для современников выбор казался странным: почти в самом начале своего творческого пути Монферрану пришлось уйти в армию и принимать участие в наполеоновских военных походах.
После вступления российский войск в Париж в апреле 1814 года Монферран преподнес Александру I альбом с различными архитектурными проектами, которые были посвящены российскому императору.
Александр I оценил этот жест, пригласил молодого архитектора в Россию, и в 1816 году Монферран поступил рисовальщиком в Комитет городских строений Петербурга, который возглавлял Августин Бетанкур. Бетанкур считал, что вся «успешность» Монферрана - это дело случая и везения.
Понимая, что строительство собора может принести славу, Монферран преподносит императору альбом с 24 разными эскизами собора - от готического до китайского. Говорят, что чертежи были скопированы с проектов, которые находились тогда на рассмотрение комитета. Но альбом был оценен Александром I, и Монферран был назначен придворным архитектором.
Исаакиевский собор в первом варианте 1818 года был изображен на аквареле Садовникова. В то время было обычной практикой изображать еще не построенные здания - уже существующим, руководствуясь существующими проектами. Колонные портики должны были быть только на южном и северном фасаде.
В храме не предполагалось наличие окон. А вокруг должна была быть монументальная ограда, украшенная статуями русских святых. Но этот храм невозможно было построить. Монферран не был силен в инженерной части строительного дела. Сразу после строительства здание начало оседать. По итогу, Монферрана отстранили от работ и был объявлен новый конкурс.
В 1825 году Монферрану удается добиться разрешения продолжать работы, но уже по переработанному проекту. Организация работы и решение технических вопросов были возложены на Бетанкура. Именно с его именем связаны все новаторские и гениальные идеи по строительству собора…
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Продолжение: Как строили Исаакиевский собор в Петербурге
Контрасты Исаакиевского собора. Передовые технологии и амальгама на крови.
Легенды Исаакиевского собора. Призрак Монферрана.
Исаакиевский собор в годы Блокады. Как музейные экспонаты спасали в сырых подвалах храма?
Исаакиевский собор. Интересные факты.
И обязательно ознакомьтесь:
Утраченные храмы в Санкт-Петербурге. Часть 4
Часовня Ксении Блаженной на Смоленском кладбище
Анненкирхе. История лютеранской церкви сквозь столетия: кинотеатр, рок клуб и пожар.