Найти тему

Сахарная голова к чаю

Наравне с чаем, который имел статусный характер, к статусному товару стал относиться и сахар. Покупать к чаю сахар в достаточном количестве могли только зажиточные люди, так как это был все же достаточно дорогой продукт.

(коллаж собственность канала "Невыдуманные истории еды")
(коллаж собственность канала "Невыдуманные истории еды")

Так вот при возможности покупки сахара, в нормальном само-собой объеме, хозяевами периодически проводились и посиделки с гостями. На них звали родственников и соседей. Такие посиделки проходили в виде продолжительных встреч, под чай, с обсуждением последних новостей, подбором подходящих супругов для незамужних девиц и парней, и прочими тихими радостями. Часто случалось так, что подобные чаепития с выставленными на стол угощениями заканчивались далеко за полночь, перерывы при этом делались только на очередной разогрев воды в самоваре.

(коллаж собственность канала "Невыдуманные истории еды")
(коллаж собственность канала "Невыдуманные истории еды")

Приведем особенности проведения чайной церемонии в зажиточной семье сибирского купца. На стол помимо самовара выставлялся кусковой или колотый сахар, а сама головка «чайного деликатеса» отлитая в виде конуса, красовалась на дорогом блюде иногда в бумажной обертке как главное украшение стола, потеснив самовар. Сахарный конус раскалывали на куски и уже их вручали гостям во время чаепития.

(коллаж собственность канала "Невыдуманные истории еды")
(коллаж собственность канала "Невыдуманные истории еды")

Так сложилось, что в Сибири чай «внакладку» не пили, то есть сахар в чай не клали, а пили чай с сахаром «прикуску». Иногда один кусочек смаковали на протяжении всего чаепития, откусывая его очень маленькими кусочками. Таким образом, гость не только показывал свою воспитанность, но и достаток своей семьи, как бы намекая, что лакомство ему уж точно не в новинку, и «такой же дома каждый день едим». После окончания чаепития, если сахар оставался, то этот кусочек укладывали на край чайного блюдца. Чашку же было необходимо перевернуть вверх дном и поставить на блюдце, давая тем самым сигнал о том, что гость чаю напился и добавку пить не будет.

Отмечается, что большими партиями рафинад к чаю закупали старообрядцы проживающие в Сибири, которые «гнушались употреблять простой сахар в пост, считая его очищенным кровью», предпочитая ему китайский сахар или мед, многие употребляли сухофрукты, прежде всего изюм. А вообще следует сказать, что сахар был достаточно дорог, и основным его потребителем были довольно состоятельные слои городского и сельского общества, даже присказка появилась по этому поводу для тех, кто не надеялся на благополучное разрешение начатых дел: «Где уж нам, мужикам, чай с сахаром пить».

Цвет такого чая заслужил множество нелестных эпитетов, как то «моча дохлого поросенка», или вот еще «моча Кузьмича».

Муж у меня, кстати говорит «писи сиротки Хаси». Сравнивали такой чай с водой оставшейся после мытья ног «поп ноги мыл» и т.д., или с едой для животных «коровье (телячье) пойло». Ну а так как был такой чай прозрачный, то через него было видно не только родителей, но и населенный пункт где проходило чаепитие, так и говорили, что, мол, за чай такой, родителей видно, Москву, Волгу, в Петербурге, например, видно Кронштадт.

А как говорят у Вас? Делитесь, соберем коллекцию!

-4

Все остальные части

Еда
6,93 млн интересуются