Наравне с чаем, который имел статусный характер, к статусному товару стал относиться и сахар. Покупать к чаю сахар в достаточном количестве могли только зажиточные люди, так как это был все же достаточно дорогой продукт.
Так вот при возможности покупки сахара, в нормальном само-собой объеме, хозяевами периодически проводились и посиделки с гостями. На них звали родственников и соседей. Такие посиделки проходили в виде продолжительных встреч, под чай, с обсуждением последних новостей, подбором подходящих супругов для незамужних девиц и парней, и прочими тихими радостями. Часто случалось так, что подобные чаепития с выставленными на стол угощениями заканчивались далеко за полночь, перерывы при этом делались только на очередной разогрев воды в самоваре.
Приведем особенности проведения чайной церемонии в зажиточной семье сибирского купца. На стол помимо самовара выставлялся кусковой или колотый сахар, а сама головка «чайного деликатеса» отлитая в виде конуса, красовалась на дорогом блюде иногда в бумажной обертке как главное украшение стола, потеснив самовар. Сахарный конус раскалывали на куски и уже их вручали гостям во время чаепития.
Так сложилось, что в Сибири чай «внакладку» не пили, то есть сахар в чай не клали, а пили чай с сахаром «прикуску». Иногда один кусочек смаковали на протяжении всего чаепития, откусывая его очень маленькими кусочками. Таким образом, гость не только показывал свою воспитанность, но и достаток своей семьи, как бы намекая, что лакомство ему уж точно не в новинку, и «такой же дома каждый день едим». После окончания чаепития, если сахар оставался, то этот кусочек укладывали на край чайного блюдца. Чашку же было необходимо перевернуть вверх дном и поставить на блюдце, давая тем самым сигнал о том, что гость чаю напился и добавку пить не будет.
Отмечается, что большими партиями рафинад к чаю закупали старообрядцы проживающие в Сибири, которые «гнушались употреблять простой сахар в пост, считая его очищенным кровью», предпочитая ему китайский сахар или мед, многие употребляли сухофрукты, прежде всего изюм. А вообще следует сказать, что сахар был достаточно дорог, и основным его потребителем были довольно состоятельные слои городского и сельского общества, даже присказка появилась по этому поводу для тех, кто не надеялся на благополучное разрешение начатых дел: «Где уж нам, мужикам, чай с сахаром пить».
Цвет такого чая заслужил множество нелестных эпитетов, как то «моча дохлого поросенка», или вот еще «моча Кузьмича».
Муж у меня, кстати говорит «писи сиротки Хаси». Сравнивали такой чай с водой оставшейся после мытья ног «поп ноги мыл» и т.д., или с едой для животных «коровье (телячье) пойло». Ну а так как был такой чай прозрачный, то через него было видно не только родителей, но и населенный пункт где проходило чаепитие, так и говорили, что, мол, за чай такой, родителей видно, Москву, Волгу, в Петербурге, например, видно Кронштадт.
А как говорят у Вас? Делитесь, соберем коллекцию!
Все остальные части