25 ноября 1933 года на подмосковном полигоне Нахабино была запущена первая советская экспериментальная ракета с жидкостным реактивным двигателем ГИРД-Х.
Научное объединение Группа изучения реактивного движения (ГИРД) была основана в 1931 году учёным и изобретателем Фридрихом Цандером. Он объединил при оборонном обществе молодых инженеров — энтузиастов ракетостроения. Среди них был и будущий главный конструктор ракетно-космических систем Сергей Королёв. В апреле 1932 года группа создала конструкторское бюро из четырёх проектных бригад и вела работы по восьми самостоятельным проектам. Ещё один, девятый, возглавлял Королёв. Он и стал главным в ГИРД после того, как в 1933 году Цандер умер от тифа.
В 1930-е годы многие скептически относились к возможности ракетного полёта. А энтузиастов из ГИРД, которые до 1932 года даже не получали зарплаты за свою работу, считали чудаками. Между тем участники группы не теряли оптимизма даже в самых сложных условиях, несмотря на дефицит материалов и инструментов или трудности с помещениями.
Ракета-снаряд ГИРД-09
17 августа 1933 года, накануне Дня Воздушного Флота, в Нахабино состоялся запуск ГИРД-09. Проектом этой ракеты-снаряда, воплотившей идею военного инженера Михаила Тихонравова, руководил Сергей Королёв. В техническом описании проекта указывалось, что по дальности и весу полезного груза ракета 09 соответствует снаряду 122-миллиметровой гаубицы. Двигатель ракеты, работающий на жидком кислороде и сгущённом бензине, представлял собой камеру из листовой латуни с бронзовой головкой и бронзовым гнездом для сопла. Подача жидкого кислорода осуществлялась давлением его же паров. Корпус ракеты сделали из дюралевого листа толщиной 0,5 миллиметра. Полностью снаряжённая ракета весила 19 килограммов, из них 6,3 килограмма приходилось на топливо.
После запуска ракета поднялась примерно на 400 метров, затем резко наклонилась и направилась к земле. Достичь расчётной высоты в 1,5 километра помешала боковая сила, создавшая опрокидывающий момент. Она возникла из-за повреждения во фланцевом соединении камеры сгорания с сопловой частью, куда стали истекать газы.
В сентябре 1933 года ГИРД совместно с Газодинамической лабораторией вошла в состав нового объединения — Реактивного научно-исследовательского института. Наряду с ракетами конструкторы института создавали ракетопланы.
Осенью 1933 года была запущена вторая ракета ГИРД-09, но её двигатель взорвался на высоте 100 метров. Позже были произведены ещё шесть пусков ракет, большинство которых поднялось на высоту 1,5 километра. Но одной из главных задач ГИРД было создание прототипов жидкостного реактивного двигателя. Такими ракетами можно было управлять, регулируя величину тяги и даже выключать двигатель во время полёта. К тому же использование жидкого горючего позволяло уменьшить толщину стенок ракеты и значительно облегчить её.
Работы над новой ракетой, которую назвали ГИРД-Х, велись максимально быстро. И её успешный запуск не заставил себя ждать.
Оплатите провоз трубы!
Очевидцы вспоминали, что накануне запуска ГИРД-Х выпало много снега. Грузовик отвёз на полигон оборудование и должен был вернуться за ГИРДовцами с ракетой. Но дороги замело, машину ждали до позднего вечера, а она так и не пришла. Конструкторы решили заночевать в подвале здания на Садовой-Спасской, рядом с Красными воротами, где в те годы работала группа.
На рассвете ракету завернули в мешковину и повезли на полигон своим ходом. Кондуктор трамвая, шедшего от Рижского вокзала, потребовала от ГИРДовцев «оплатить провоз трубы». После этого «трубу» везли поездом и несли на плечах почти шесть километров до полигона. По дороге увидели застрявший грузовик. Пришлось разгружать его кузов и нести на руках всё необходимое для запуска оборудование.
Ключ на старт!
Ракета длиной 2,2 метра состояла из пяти отсеков. В первом был парашют с выбрасывающим устройством для плавного приземления ракеты, во втором — кислородный бак, в третьем — баллон со сжатым воздухом, создававшим давление в системе, и пусковая арматура, в четвёртом — бак для спирта, в пятом — двигатель с вытеснительной подачей топлива. Он развивал тягу 0,7–0,8 кН, в два раза превосходившую тягу гибридного двигателя ГИРД-09. Двигатель работал на 78-процентном растворе этилового спирта и жидком кислороде. При стартовой массе ракеты 29,5 килограмма на топливо приходилось 8,3 килограмма.
Сергей Королёв начал обратный отсчёт. На счёте «ноль» ракета оторвалась от стартовой площадки и поднялась в небо всего на 80 метров, при том что расчётная высота полёта составляла 5,5 километра. Но и это было успехом. В советском ракетостроении началась новая эра — ракет с жидкостными двигателями. В дальнейшем все новые ракеты разрабатывались группой Королёва на основе этой конструкции.
В конце 1933 года приказом Реввоенсовета Группа изучения реактивного движения и Газодинамическая лаборатория были объединены в Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ).
Между прочим, успешный запуск прототипов немецкой ракеты А-2, предшественницы знаменитой Фау-2 конструктора Вернера фон Брауна, также работавшей на этиловом спирте и жидком кислороде, удалось осуществить только 19 и 20 декабря 1934 года.