("Слепая ярость", Blind Fury, 1989, США)
Это уже потом, в 90-е, австралиец Филлип Нойс снимет два знаменитых триллера "Щепка" и "Власть страха", а также лучшие и по сей день экранизации Тома Клэнси - "Игры патриотов" и "Прямая и явная угроза" с Харрисоном Фордом. А начинал Нойс свою голливудскую карьеру вот с этой классики эпохи VHS, одного из нетленных хитов советских видеосалонов.
То, что "Слепая ярость" - этакий неофициальный, можно сказать, фанатский ремейк японской теле- и киноэпопеи о слепом мастере меча Затоичи (1962-1989), создатели американской картины и не скрывают. Даже называют конкретный фильм, откуда они слямзили идею для собственного - "Вызов Затоичи", 1967.
Тут интереснее другое. Когда в начале 2000-х Такеши Китано делал уже свой одноименный ремейк данной киноклассики, он превратил своего Затоичи... в жгучего блондина (на седину это явно непохоже). Из чего возникает любопытная гипотеза, а не было ли это своеобразной данью именно Рутгеру Хауэру из "Слепой ярости"? Чья легендарная белобрысая шевелюра всегда была его визитной карточкой - наряду с мастерской игрой, разумеется, ибо как иначе-то?
Жаль, конечно, что по сравнению с другими видеохитами 80-х вроде "Кобры", "Хищника", или "Крепкого орешка", технически "Слепая ярость" выглядит в 2020-х, увы, не бодрячком. Поэтому смотреть ее сегодня, предварительно не раззадорив себя ностальгией, лучше даже не браться - велик риск разочарования. Однако, при должном настроении и желании взглянуть на Рутгера Хауэра в одной из самых оригинальных его экшен-ролей, картина Нойса - вполне достойный музейный экспонат. Такой, который лежит хоть и не на главной витрине, но в экспозицию своей киноэпохи входит и в запа́сники не убран.
Завязка у фильма, надо сказать, довольно фэнтезийная.
Представьте себе: вот только что штатовский морпех Ник Паркер (Хауэр) и партизаны-вьетконговцы палили друг в друга из всех стволов, как вдруг эти смертельные враги вжух! - становятся лучшими друзьями. Для чего, правда, Нику потребовалось сначала угодить под минометный огонь и ослепнуть. Только после этого у вьетконговцев включился режим немотивированного гуманизма. И они, не став добивать Ника, изловили его в специальную авоську для злых амбалов, уволокли к себе в деревню, накормили и даже здоровье ему поправили. Зрение, правда, так и не вернули, зато научили Паркера уникальной науке, какую ни в одной школе для слепых не преподают. А именно...
...Далее логика добрых партизан становится и вовсе непостижимой.
Вместо того, чтобы вложить в руки вчерашнему неприятелю трость и засим успокоиться, хозяева вложили туда еще и... меч! Дескать, на, бери, ведь мы слышали, что в твоей загнивающей Америке жизнь поганая, а значит там тебе это чертовски пригодится. А чтобы Ник сослепу не порубал вместо врагов своих друзей, его обучили махать мечом, чутко прислушиваясь. И с такой феноменальной точностью, что вскоре даже мухи стали облетать его стороной, поскольку его клинок стал для них куда опаснее дихлофоса.
Иными словами, кабы Рэмбо во второй части вдруг пришел освобождать пленных американцев сюда, в эту деревню, его ожидал бы офигенный сюрприз.
Далее, по старинной мушкетерской традиции, в сюжете мгновенно прошло 20 лет. За которые Паркер ну ничуть не состарился. И вот теперь, перешагивая через аллигаторов, он пришел в Майами, где, по примеру того же Рэмбо, хотел навестить своего старого армейского кореша Фрэнка.
Повезло Нику, что местные шерифы были гораздо добрее, чем тот рэмбоненавистник из городка Хоуп, штат Вашингтон. Поэтому никто его за шкирку не хватал и из Майами не выпинывал. Не повезло Нику, что Фрэнк не только развелся с женой и куда-то пропал, но и втравил свою бывшую и их сына в крутые неприятности с грязными копами. После чего туда поневоле "втравился" и слепец Паркер со своим острым слухом и быстрым мечом. Да так накрепко он встрял, что из этого аж целый 1,5-часовой боевик вышел - можете опять же себе это представить?
Ну да, можете, ясен вжик - о чем вообще мы тут с вами разговариваем?
Боевик этот, правда, после своей сказочной завязки менее фэнтезийным так и не станет. И слепой герой Рутгера Хауэра продолжит демонстрировать нам чудеса мечерубилова, непосильные даже зрячим фехтовальщикам. Вплоть до того, что его клинок будет иногда рассекать с одного удара даже металл, не говоря про иные твердые предметы, которые и топором не сразу-то разобьешь. И понятно, что для финальной битвы Паркеру понадобился злодей, коего разрубить так просто уже не вышло бы. Однако, поскольку Терминатор был уже занят, вместо него позвенеть в конце сталью пригласили еще одну легенду боевиков 80-х - колоритного Сё Косуги. Того самого, кто снялся, наверное, во всех тогдашних американских боевиках, в чьих названиях есть слово "ниндзя". Кроме разве что "Американского ниндзя", где ниндзячил уже не Сё, а Майкл Дудикофф.
***
В общем, "Слепая ярость" - старая добрая боевиковая классика, которую, впрочем, употреблять в 2020-х надо с некоторой опаской и только под хорошую дозу ностальгического настроения. Что, конечно, относится лишь к архаичной режиссуре боевых сцен и сказочной местной "физике", а вовсе не к игре Рутгера Хауэра. Который даже из таких, казалось бы, простеньких ролей способен был выжать невероятные обаяние и драматизм - вспомните его же "Бомжа с дробовиком" "Считанные секунды", или "Взять живым или мертвым".
А уж когда ему в руки давали остро заточенную железяку, тут он и вовсе был абсолютно неподражаем и сногсшибателен во всех смыслах слова.
Короче говоря, хоть и потрепаный временем, но всё равно приятный киноантиквариат, особенно для поклонников ныне покойного дядюшки Ру.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):