Найти тему
6000 миль до Голливуда

Прямая и явная угроза

Оглавление

(1994, США)

Любопытное наблюдение: вот уж больше двадцати лет Филлип Нойс не снимает фильмы по Тому Клэнси, но никто до сих пор не отобрал у него звание лучшего экранизатора книг о Джеке Райане. Хотя попытки такие, безусловно, предпринимались. Не знаю, как обстоят дела на сериальном фронте, но в 21 веке на политические триллеры Клэнси замахивались два режиссера: Фил Алден Робинсон («Цена страха», 2002) и Кеннет Брана («Джек Райан: Теория хаоса», 2013). И хоть оба фильма в прокате не провалились, и экшеном их не обделили, и актеры в них засветились отборные, но, как по мне, интересного в этих последних экранизациях было мало. Несмотря на яркую и даже скандальную литературную основу, оба фильма выдались настолько бледными, что напрочь выветривались из памяти уже через неделю. Да и сиквелами ни тот, ни другой не обросли - тоже говорящий о многом признак.
Чего не скажешь о «Прямой явной угрозе», которую я за все эти годы пересмотрел более десятка раз. У нее тоже нет продолжения, однако она сама является сиквелом «Игр патриотов» (1992), снятых тем же Нойсом с тем же Харрисоном Фордом в главной роли. И их творческое постоянство принесло закономерные плоды. «Игры» и «Угроза» - триллеры высшей пробы, которые смотрятся с одинаковым напряжением и кайфом. Разве что второй отличается от первого потолстевшим бюджетом и глобального размаха сюжетом, поскольку Джека Райана там перевели на службу в ЦРУ. Где ему приходится воевать уже не с кучкой боевиков-ренегатов из Ирландской Республиканской Армии, а с целым колумбийским наркокартелем. И не только с ним. Увязнув в грязной закулисной политике, Джек наживает себе могущественных врагов еще и внутри ЦРУ. После чего вынужден сражаться на два фронта, причем неизвестно, на каком из них он рискует головой больше, ведь славные победы и ордена ему не светят ни в одной из этих войн.

-2

Надо ли уточнять, что у лучшего экранизатора Клэнси и главный герой - лучший Райан из всех, что когда-либо топтали павильоны Голливуда? Если бы я не видел собственными глазами, насколько гармоничен в этом образе Харрисон Форд, никогда бы не подумал, что с его плотницкой физиономией и неуклюжестью можно вообще играть агента ЦРУ. Ну ладно, там археолога или пилота звездолета, это еще куда ни шло. Но чтобы цэрэушника - да вы шутите? Тем не менее Форд, даже особо не напрягаясь, создает на удивление харизматичный образ Райана. Слегка доверчивого, так как он еще не зачерствел на этой циничной работе, зато решительного, сообразительного и рискового мужика. Такого, которого и матерые спецназовцы зауважают, и который самому президенту Соединенных Штатов может брякнуть в глаза всё, что думает. А памятуя, что сам покойный Клэнси больше увлекался в своих книгах военной тактикой и глобальной политикой, описывая характеры своих героев лишь штрихами, выходит, что киношный Райан Нойса-Форда получился гораздо живее и человечнее, нежели книжный.

***

В общем, практически идеальный политический триллер-боевик. Настолько драйвовый и мощный, что по незнанию можно подумать, будто «Прямую и явную угрозу» сняли сегодня, а не двадцать лет назад. Ну а тем зрителям, кто не видел «Игры патриотов», я бы рекомендовал ознакомиться сначала с ними. Пускай эти две истории напрямую не связаны, благодаря мастерской режиссуре Нойса и объединяющему их главному герою в исполнении Форда, это отличное кино будет радовать нас уже не два часа, а все четыре. Ну разве не здорово?

-3