Ярость на ощупь. Такеши Китано в боевике с катанами.
(Zatôichi, 2003, Япония)
Тот коварный фильм, чья художественная красота и ироничный дух так и шепчут: ну давай, не рассусоливай, а просто порекомендуй меня всем без исключения - и мы разойдемся, довольные, по своим делам.
Ан нет - "без исключения" не выйдет, так что, хошь-не-хошь, а придется рассусоливать.
Начать с того, что не каждый любитель брутальной самурайской романтики "въедет" в специфический настрой этого, казалось бы, незамысловатого боевика в антураже провинциальной Японии 19 века. Хотя бы потому что в нём... нет самураев. Ну, кроме разве что одного ронина, даром что мечи здесь носят многие и обнажают их, бывало, при малейшем "Чё ты сказал?!"
Первыми в "группу недовольных "Затоичи" рискуют угодить любители попсовой "японистики" вроде "Последнего самурая" или сериала "Сегун", снятых по методичке "Бусидо для чайников".
Такое ощущение, будто Такеши Китано в первую очередь троллил именно эту публику, избежав ее любимых клише вроде цветущей сакуры, сочинений хокку, глубокомысленных речей о самурайском долге и т. п. Причем избежав начисто и, судя по всему, принципиально.
Вторую категорию недовольных китановским римейком грозят составить любители боевых исторических драм с ярлыком "made in Japan". Начиная от классики Куросавы "Семь самураев" и "Телохранителя" и заканчивая не столь давними "Сумеречным самураем", "13 убийцами", "Самурайским марафоном", "Битве при Сэкигахара" или, если угодно - "Безумным самураем Мусаси", хотя есть ли у последнего вообще поклонники, затрудняюсь ответить.
Для этого сурового зрителя Такеши зарядил в "Затоичи" так много иронии, сколько сюжетам про неулыбчивых японцев с мечами содержать в себе явно не положено. А Китано как нарочно половину здешних серьезных сцен обращает в балаган, забацав в финале и вовсе... массовый танец, как в махровом индийского кино. Только с чечеткой и под национальные барабаны тайко.
Озорник-затейник - не то слово!
Зато, если вы сразу настроитесь на типичное кино "от Китано", и лишь потом на исторический боевик, тут-то "Затоичи" и развернется перед вами во всей своей душевности, как гармошка крокодила Гены.
Представьте себе, как если бы вас ссадили с поезда где-то в японской глубинке середины позапрошлого века. После чего вы, за неимением денег, шатаетесь по какой-то деревне, пинаете кур, грызете бамбук, счищаете с сандалей навоз и между делом глядите, как живут-поживают ее обитатели. И обычные крестьяне, и окрестная якудза. Не лощеная и гламурная, какой ее показывают в кино сегодня, а типичные провинциальные бандюганы и их боссы - крикливые, тупые и беспардонные.
И вот одновременно с вами в той же деревне появляются бродячие работники физическо-творческого труда: слепой массажист Затоичи, две гейши и наемник-ронин. Все - далеко не так просты, какими видятся, все отягощенные мрачным прошлым и со своими текущими планами. И далеко идущими, и не очень, но касающимися местной уголовной "братвы", без которой ни одно дело в округе не решается.
Что же касательно вас...
Ну а вы со своей стороны экрана так и будете свидетелем всех дальнейших событий. Начиная от простой болтовни и бытовых зарисовок до кровавых мечерубных разборок в стиле "радость гробовщика". А как иначе-то? Деревня небольшая, все у всех на виду, и даже от вас, чужака, здесь трудно утаить грязные секреты.
А особый колорит вашему медитативному созерцанию "их нравов" придаёт красивейшая фоновая музыка. Ловко подстраивающаяся то под неспешный темп крестьянского соцкультбыта (вроде сцены с мотыжниками в поле), то под жестокие удары мечей. Которыми та бытовуха сменяется порой так резко, что и вздрогнуть не зазорно.
***
В общем, очень своеобразная даже по меркам Такеши Китано лента. Умудряющаяся сочетать в себе, казалось бы, несочетаемое: неторопливый артхаусный стиль и полное отсутствие занудства и уныния. Нечто подобное "на стыке жанров" Китано снял не так давно - "Рюдзо и семеро бойцов", - однако в них чистой комедии было все-таки больше. Тогда как "Затоичи" - настолько изящно снятая, ироничная "энциклопедия" "глубинного" японского народа 19 века, что пересматривается кино тоже с не меньшим удовольствием. Особенно в версии, где Затоичи озвучивает Армен Джигарханян. Выбранный, к слову, на эту роль самим Китано, так что в данном конкретном случае искать кино в озвучке Гоблина (она тоже имеется) я бы вам не советовал.