Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Затоичи

Оглавление

Ярость на ощупь. Такеши Китано в боевике с катанами.

(Zatôichi, 2003, Япония)

Тот коварный фильм, чья художественная красота и ироничный дух так и шепчут: ну давай, не рассусоливай, а просто порекомендуй меня всем без исключения - и мы разойдемся, довольные, по своим делам.
Ан нет - "без исключения" не выйдет, так что, хошь-не-хошь, а придется рассусоливать.

Интересно: стать "блондином" в своем римейке "Затоичи" Такеши-сан решил не по примеру ли Рутгера Хауэра из "Слепой ярости"?
Интересно: стать "блондином" в своем римейке "Затоичи" Такеши-сан решил не по примеру ли Рутгера Хауэра из "Слепой ярости"?

Начать с того, что не каждый любитель брутальной самурайской романтики "въедет" в специфический настрой этого, казалось бы, незамысловатого боевика в антураже провинциальной Японии 19 века. Хотя бы потому что в нём... нет самураев. Ну, кроме разве что одного ронина, даром что мечи здесь носят многие и обнажают их, бывало, при малейшем "Чё ты сказал?!"

Первыми в "группу недовольных "Затоичи" рискуют угодить любители попсовой "японистики" вроде "Последнего самурая" или сериала "Сегун", снятых по методичке "Бусидо для чайников".
Такое ощущение, будто Такеши Китано в первую очередь троллил именно эту публику, избежав ее любимых клише вроде цветущей сакуры, сочинений хокку, глубокомысленных речей о самурайском долге и т. п. Причем избежав начисто и, судя по всему, принципиально.

Вторую категорию недовольных китановским римейком грозят составить любители боевых исторических драм с ярлыком "made in Japan". Начиная от классики Куросавы "Семь самураев" и "Телохранителя" и заканчивая не столь давними "Сумеречным самураем", "13 убийцами", "Самурайским марафоном", "Битве при Сэкигахара" или, если угодно - "Безумным самураем Мусаси", хотя есть ли у последнего вообще поклонники, затрудняюсь ответить.
Для этого сурового зрителя Такеши зарядил в "Затоичи" так много иронии, сколько сюжетам про неулыбчивых японцев с мечами содержать в себе явно не положено. А Китано как нарочно половину здешних серьезных сцен обращает в балаган, забацав в финале и вовсе... массовый танец, как в махровом индийского кино. Только с чечеткой и под национальные барабаны тайко.
Озорник-затейник - не то слово!

День рождения не был на праздник похож... И, кажется, уже не будет.
День рождения не был на праздник похож... И, кажется, уже не будет.

Зато, если вы сразу настроитесь на типичное кино "от Китано", и лишь потом на исторический боевик, тут-то "Затоичи" и развернется перед вами во всей своей душевности, как гармошка крокодила Гены.

Представьте себе, как если бы вас ссадили с поезда где-то в японской глубинке середины позапрошлого века. После чего вы, за неимением денег, шатаетесь по какой-то деревне, пинаете кур, грызете бамбук, счищаете с сандалей навоз и между делом глядите, как живут-поживают ее обитатели. И обычные крестьяне, и окрестная якудза. Не лощеная и гламурная, какой ее показывают в кино сегодня, а типичные провинциальные бандюганы и их боссы - крикливые, тупые и беспардонные.

И вот одновременно с вами в той же деревне появляются бродячие работники физическо-творческого труда: слепой массажист Затоичи, две гейши и наемник-ронин. Все - далеко не так просты, какими видятся, все отягощенные мрачным прошлым и со своими текущими планами. И далеко идущими, и не очень, но касающимися местной уголовной "братвы", без которой ни одно дело в округе не решается.

Что же касательно вас...
Ну а вы со своей стороны экрана так и будете свидетелем всех дальнейших событий. Начиная от простой болтовни и бытовых зарисовок до кровавых мечерубных разборок в стиле "радость гробовщика". А как иначе-то? Деревня небольшая, все у всех на виду, и даже от вас, чужака, здесь трудно утаить грязные секреты.
А особый колорит вашему медитативному созерцанию "их нравов" придаёт красивейшая фоновая музыка. Ловко подстраивающаяся то под неспешный темп крестьянского соцкультбыта (вроде сцены с мотыжниками в поле), то под жестокие удары мечей. Которыми та бытовуха сменяется порой так резко, что и вздрогнуть не зазорно.

Да что не так с этой деревней? Опять мирный субботник по прополке камыша обернулся какой-то вакханалией!
Да что не так с этой деревней? Опять мирный субботник по прополке камыша обернулся какой-то вакханалией!

***

В общем, очень своеобразная даже по меркам Такеши Китано лента. Умудряющаяся сочетать в себе, казалось бы, несочетаемое: неторопливый артхаусный стиль и полное отсутствие занудства и уныния. Нечто подобное "на стыке жанров" Китано снял не так давно - "Рюдзо и семеро бойцов", - однако в них чистой комедии было все-таки больше. Тогда как "Затоичи" - настолько изящно снятая, ироничная "энциклопедия" "глубинного" японского народа 19 века, что пересматривается кино тоже с не меньшим удовольствием. Особенно в версии, где Затоичи озвучивает Армен Джигарханян. Выбранный, к слову, на эту роль самим Китано, так что в данном конкретном случае искать кино в озвучке Гоблина (она тоже имеется) я бы вам не советовал.

Трейлер фильма: