("Кобра", Cobra, 1986, США)
Ух и разобиделись на эту картину Джорджа Пана Косматоса высоколобые кинокритики в год ее выхода на экраны! Так осерчали, что аж на шесть Золотых Малин ее номинировали - вроде как шесть гвоздей в крышку ее гроба хотели вбить. Затем, чтобы больше никому не повадно было снимать что-либо подобное.
А что же "Кобра"?
А "Кобра" в ответ всем наезжателем на него, многогрешного, - тот случай, когда это слово имеет мужской род, - плюнул в них своей любимой спичкой, рассмеялся и отправился пожинать колосья народной любви на ниву VHS. Где, в отличие от скромного театрального проката, собрал такой богатый урожай, что стал культовым еще быстрее, чем был распродан первый тираж его кассет. Особенно - в той части света, где никакого лицензионного видео не продавали, а большинство зрителей впервые увидело Сталлоне-со-Спичкой на выпуклых экранах в заведениях со странным названием "видеосалон".
И тот факт, что все брошенные в "Кобру", Золотые Малины в итоге просвистели мимо, тоже надо считать большой космической справедливостью. Впрочем, даже если бы они попали в цель, вряд ли это хоть на йоту понизило бы к фильму градус зрительской любви, - как не омрачилась она к щедро "замалиненным" позже, "Почтальону", или "Дикому, дикому Весту".
Само собой, молодому зрителю, рожденному в 21 веке, трудновато понять, с чего вдруг его папка при упоминании "Кобры", а также прочих хитов советских видеосалонов вроде "Коммандо", "Рэмбо", "Рокки", "Хищника", "Чужого", "Кровавого спорта", "Американского ниндзя", "Красного скорпиона", "Выхода дракона" и др... Так вот, почему при их упоминании ныне лысеющие и толстеющие мужики за 40 расплываются в улыбке и переходят с нормального языка на восторженные междометия? При том что, говоря объективно и мягко, смысловое наполнение этих лент далеко от идеала, а их сюжеты по нынешним временам довольно наивные и "рельсовые".
Да это логикой и не объяснить. Ностальгия по детству и юности у каждого поколения своя. И так уж вышло, что именно с этими и другими забугорными фильмами у школьников и студентов конца 80-х - начала 90-х связаны наилучшие воспоминания о молодости.
Впрочем, насчет морального и технического устаревания "Кобре" повезло больше, чем некоторым. И если те же "Коммандо" или "Рэмбо 2-3", вырванные из контекста своей эпохи, смотрятся теперь лютым трэшем, то приключения лос-анджелесского крутокопчика Кобретти (С. Сталлоне) - вполне достойный и по современным меркам боевик. Снятый Косматосом фактически "на вырост". Поскольку свирепый драйв, бешеные погони, реально жуткий главзлодей-психопат (Б. Томпсон) и харизматичный главгерой-циник, спасающий от него красотку (Б. Нильсен, она же тогдашняя жена Сталлоне) - беспроигрышный боевиковый набор на все времена.
Добавьте сюда же отличное диско 80-х в саундтреке и множество стильных режиссерских фишек-находок. К примеру, та самая спичка, которую частенько грызет Сталлоне, передает у него не меньше чувств и эмоций, чем монологи Шекспира, - как и легендарные скулы-желваки Томпсона, которыми он столь мастерски играет.
Что ж, как говорится, если тебе комсомолец имя - имя крепи делами своими, а если твоя фамилия Кобретти, то быть тебе по жизни змеюкой подколодной. Поэтому и свою фамилию, и производную от нее кликуху Кобра оправдывал сполна. И, имея трудный характер, питал хроническую ненависть ко всем, кто мешал ему жить, да в полиции служить. Включая журналистов и собственное начальство. Но последнее было вынуждено его взбрыки терпеть, ведь такой рекордный "процент раскрываемости", как у него, в Калифорнии имели разве что Грязный Гарри, да детективы Риггс и Мёрто, но они не работали в этом участке.
Ясен коп, что специально бегать по Лос-Анджелесу и искать себе красотку для спасения Кобре не позволяла врожденная скромность. Но так уж вышло, что завелась в городе кровожадная секта анархистов, только поклоняющаяся не каким-нибудь богам или демонам, а просто злу и насилию как таковым. И впрямь, зачем стесняться собственной животности, прикрываясь чьими-то высшими авторитетами? Проще надо быть: захотел выпустить на волю своего внутреннего зверя - пошел и выпустил, никого у кого не спрашивая разрешения, делов-то!
Разве что связываться с вооруженными взрослыми мужиками сектанты не рисковали, предпочитая убивать почем зря беззащитных граждан. А поскольку Лос-Анджелес - городишко небольшой, вскоре пути одного из сектантов и Кобры пересеклись. С абсолютно предсказуемым результатом для первого. После чего секта так на Кобру обиделась, что пошла убивать... по ночам одиноких женщин. И когда свидетелем очередного такого убийства стала красотка-фотомодель Ингрид, следующей в очередь на растерзание автоматически была записана она.
Вот только с Ингрид у сектантов вышла накладочка. Потому что, как выяснилось, фотомодели и бегают быстрее обычных граждан, и на помощь им всегда приходят лучшие копы-мокрушники Лос-Анджелеса. То есть Кобра. Который был только рад поводу расчехлить свой огнестрельный арсенал и попрактиковаться в стрельбе по злодейским тушкам, благо те сами настырно лезли ему на мушку...
***
В общем, как был "Кобра" непотопляемой классикой боевика, так по сей день ею и остается. И хоть в этом году ему стукнуло уже 37 лет, ядреной бодрости этого ветерана может позавидовать большинство боевиков нынешних. А если у него и имеются какие-либо недостатки, ковыряться в них нет ни малейшего желания. Особенно после того, как чудо-богатырь Кобрыня, сунув в зубы спичку, обзовет себя "лекарством" , а его "Ford Mercury" (легендарная машина самого Сталлоне со сложной судьбой) взревёт форсированным движком и помчится по городу крушить зло во имя торжества добра.
Короче говоря, эталон жанра, ни добавить, ни убавить.
P. S. Забавный всё-таки по меркам 2020-х лазерный прицел у пистолета-пулемета Кобры в финальной битве (см. скриншоты) - габаритами с само оружие, к которому он привинчен.
А уж какой величины были в 80-х видеомагнитофоны, особенно советские, и вспоминать боязно.
Трейлер фильма: