(Split Second, 1992, Великобритания)
Когда в 1990 году "Хищник 2" внезапно провалился в прокате, и едва начатая франшиза сразу ушла в долгосрочный отпуск, скептики-британцы учуяли в этом какой-то подвох. И наотрез отказались поверить в худосочные кассовые сборы такого, на первый взгляд, классного фильма. А спустя два года они выписали из Америки уже поблёкшую звезду, но всё равно могучего актёра Рутгера Хауэра (в те годы он ещё околачивался в Голливуде) и забацали за 7 миллионов $ своего "городского Хищника". Только с лондонским колоритом: непрекращающимся дождём, мраком, сыростью, крысами, паводком на Темзе и Биг-Беном на заднем плане.
И ведь не скажешь, что у них вышла фигня, даже несмотря на то, что результат их стараний повторил незавидную судьбу своего заокеанского прототипа. И что сюжет "Считанных секунд" был ещё примитивнее "хищнического", хотя, казалось бы, куда там упрощать-то? Но всё же нашелся у них в рукаве мощный козырь, который они удачно выбросили и обеспечили себе место в истории. Пускай с самого краешка и на галёрке, но тем не менее.
Той козырной картой, как вы, небось, сами догадались, как раз и стал Рутгер Хауэр. Чей эксцентричный герой, полицейский Харли, оказался настолько харизматичным крутышом, что устроил перекос всего сюжетного баланса. А именно - он был гораздо интереснее сам по себе, а вовсе не своей охотой за монстром-сердцеедом (в буквальном смысле слова), который, напротив, получился удручающе банален и скучен.
Так в чём же кроется обаяние Харли? Представьте, как если бы легендарный Кобра гонялся вовсе не за кровожадными сектантами, а за Хищником. Представили? Хорошо, но это ещё не всё. А теперь добавьте Кобре ума, иронии и темперамента, перекрасьте его в блондина, нацепите на нос очки поскромнее, а вместо пижонской спички суньте в зубы сигару и - вуаля! Именно таким и стал британский вариант "Кобры" в исполнении голландца Рутгера Хауэра.
Что-что? Говорите, подозрительно напоминает Duke Nukem? И правда, забавное совпадение, учитывая, что Дюк появился на свет лишь за год до выхода этой картины. Причем его создатели, кажется, не называли имени Хауэра в числе тех актеров, чьими образами они вдохновлялись в своей работе.
Но вернемся к сюжету, каким бы плоским и банальным он ни был.
В ныне далеком 1992 году, когда были сняты "Считанные секунды", Лондон 2008-го представлялся ещё городом не самого ближайшего будущего. Тем не менее, как и в "Джонни-мнемонике", мобильной связи тут нет, а таких мудрёных слов, как "смартфон" и "Интернет" никто подавно не слышал. Поэтому полицейские всё ещё юзают бренчащие таксофоны и отягощающие карманы, "уоки-токи". Что, разумеется, крайне осложняет им охоту на загадочного маньяка, вырывающего своим жертвам сердца, а потом поедающего те, словно фрукты.
Как бы то ни было, это не мешает Харли бегать неуклюже по лужам и искать встречи с сердцеядным убийцей своего напарника. А также крутить шашни с его вдовой и издеваться над своим новым напарником, покамест живым и безропотно сносящим дурацкие шуточки Харли. Само собой, что вскоре обоих осенит, что их враг - вовсе не человек, а зубастый и когтистый монстр, ведь человеку не под силу рвать сталь, будто фольгу, и оставлять на местах преступления отпечатки огромных зубов. И вот, когда напарникам вконец осточертеет раз за разом получать от злодея люлей, они проникнут в полицейский арсенал, украдут "пушки" помощнее и выйдут с монстром на финальную битву. Где и вталдычат в его тупую башку истину, что жрать человеческие сердца - это и некультурно, и чревато смертельным несварением желудка.
Говорил же: сюжетец так себе, чего греха таить. И кабы не Рутгер Хауэр со своим бронебойным талантом, который даже такое сценарное убожество превратил в эффектное черно-юморное шоу, нынче о "Считанных секундах" никто бы уже и не вспомнил.
***
В общем, да - фильм откровенно слабоват для любителей фантастических боевиков и "Хищника" в частности. Зато поклонники великого голландца Хауэра получат от его игры безбрежный, ни с чем не сравнимый кайф, а это тоже дорогого стоит. Так что решайте, к какой зрительской категории вы принадлежите и делайте правильный выбор. Но если всё-таки ошибётесь и разочаруетесь, чур я не виноват.