Лаура и Панголина появились в то время, когда автозаводы СССР начали свой мучительный переход с автомобилей, конструктивно застрявших в 60-х к машинам нового поколения. Смелые и яркие, они выглядели не как традиционные самоделки, а как фирменные спортивные автомобили. Такой диссонанс (что могут умельцы и чего не могут заводы) заставлял простых людей судачить о том, что "надо разогнать к чертям этих бездельников из заводских КБ, а вместо них посадить Хаинова, Парфёнова и Кулыгина".
Увидеть легендарные автомобили, созданные Геннадием Хаиновым, можно было с 28 по 30 ноября на выставке-форуме "Российский промышленник 2023" в Экспофоруме (Санкт-Петербург). Такой шанс упускать было нельзя. Тем более, что пригласил меня сын легендарного дизайнера и конструктора - Александр Екатеринчев.
Лауры на серьёзной промышленной выставке, которую посетят высокопоставленные государственные лица и топ-менеджеры - это очень символично. У меня даже появилась небольшая надежда, что, возможно, кто-то из активных политиков или бизнесменов заинтересуется феноменом советского Самавто... и... может быть.... Но мои размышления - позже, сейчас я расскажу об экспонатах.
Лаура
Всё началось с вот этой первой Лауры. Автомобиль получился не только смелым и современным, но, самое главное, настолько непохожим на традиционные "гаражные самоделки", что вызвал настоящий ажиотаж. Его показывали по телевизору, фотографии печатались в журналах. В результате машина привлекла внимание первого лица государства, и специальное распоряжение Михаила Горбачёва перенаправило энергию умельцев с самоделок на работу в НАМИ.
Охта
Успех Лауры привёл к созданию "Ленинградской Лаборатории Перспективного Макетирования Легковых Автомобилей при НАМИ", которому в 1985-1987 годах удалось создать настоящий прототип совершенно невиданного у нас (да и, честно говоря, за рубежом такое тоже было в новинку) стиля - Охта.
Лаура-3
Кто помнит Софийскую улицу в Купчино в конце 90х - начале 2000х? Если ехать с юга по направлению к центру, то по правой стороне можно было видеть автосалон, торгующий Опелями. Назывался он "Лаура моторс", а на стенде перед входом красовался первый отечественный киткар - Лаура-3!
Представленный на выставке синий автомобиль построен уже Данилой Хаиновым - сыном Геннадия Хаинова. И, надо сказать, уважаемые читатели, построен так, что глаз не оторвать!
Астеро
Созданные на базе УАЗа автомобили "Астеро" вполне могли бы стать примером достойного рестайлинга для 469-го "Козлика". Даже сегодня машина смотрится динамично и интересно (пожалуй свежее "Патриота"), что уж говорить о 90х!
JUMP!
Стиль этой машины - то ли лёгкого джипа, то ли багги, не подвластен времени. С одной стороны, он вполне самобытен. С другой, есть в нём что-то от старичков - "Виллиса" и "ГАЗ-67" одновременно.
Мои выводы
Движение Самавто - обязано быть легализировано.
Культура, которая строится по указке сверху - это не культура, а легко смываемый налёт. Настоящая культура поднимается снизу, строится на вдохновении, энтузиазме, желании, страсти, если угодно.
У меня нет другого выхода, кроме как привести в пример автомобильную культуру США, как, пожалуй, самую развитую в мире: реставрация классики, свопы двигателей, дрэгстеры, газзеры, хот-роды всех мастей, лоурайдеры, лифтованные полноприводники, монстр-траки... Что из этого есть у нас? И в каком количестве? Автоспорт? - нет, не слышали...
По сравнению с зажатым, закомплексованным, перерегламентированным СССР мы не просто шагнули назад, а укатились с горы в пропасть. Результат демонтажа автомобильной культуры - полная деградация легкового автомобилестроения.
А запретительные и заградительные меры помогают только бездельникам. России нужен свой TVR, Morgan, Vector. Нужен внятный и современный регламент для уникальных и мелкосерийных машин, разумный подход к ограничению модификаций. И это особенно актуально в сегодняшних условиях.