Найти в Дзене

Российский рынок автозапчастей и послепродажного обслуживания в 2023-м: итоги первых трех кварталов

Аналитическое агентство Gruzdev-Analyze, сеть СТО FIT Service и компания «Авито Авто» провели онлайн-конференцию, в рамках которой был представлен аналитический отчет о развитии российского рынка автозапчастей и послепродажного обслуживания автомобилей по итогам трех кварталов 2023 года. Основные тезисы выступлений экспертов — в материале «Движка».

Рынок послепродажного обслуживания: тренды и критерии выбора СТО

Основатель и генеральный директор агентства Gruzdev-Analyze Александр Груздев привел в рамках презентации аналитического отчета статистику продаж новых автомобилей на российском рынке в текущем году в сравнении с показателями 2019–2022 годов.

За три квартала 2023 года в России зарегистрировано 712,1 тыс. легковых автомобилей (включая машины, ввезенные по схеме параллельного импорта), что на 52% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В сентябре, по данным агентства, продажи новых машин на рынке РФ вышли на уровень сентября постпандемийного 2021 года и составили 108,7 тыс. единиц. Если текущий тренд сохранится, то в октябре — ноябре объем продаж на первичном рынке также окажется сопоставим с показателями позапрошлого года, а по итогам 2023 года в целом может достигнуть уровня 900 тыс. — 1 млн экземпляров.

По параллельному импорту в январе — сентябре нынешнего года в Россию ввезено (и зарегистрировано) 102 395 новых легковых и легких коммерческих автомобилей. Это 13% от общего объема регистраций машин подобного рода.

В структуре продаж новых автомобилей по странам происхождения брендов первое место занимают китайские машины (в общей сложности 314 731 ед.), на втором месте — отечественные марки (242 178 ед.), на третьем — корейские (51 942 ед.). Далее следуют японские (36 225 ед.), европейские (33 312 ед.) и американские (6261 ед.) бренды.

-2

На вторичном рынке РФ с января по сентябрь 2023 года было продано 5 005 200 автомобилей с пробегом, что на 27% больше, чем за три первых квартала 2022 года. При этом весь нынешний год месячные продажи на «вторичке» находились выше уровней 2019–2022 годов, за исключением сентября.

Средний срок владения автомобилем в нашей стране, по данным Gruzdev-Analyze, на данный момент составляет 4,6 года. В 2019-м этот показатель был на уровне 5,5 года, в 2020-м — 5,6 года, в 2021-м — 4,7 года, в 2022-м — 5,7 года. Сокращается и движущийся парк легковых автомобилей в РФ: по словам Александра Груздева, по итогам 2022 года он снизился на 2,3% — с 35,5 до 34,7 млн единиц. В 2023 году сокращение активного автопарка продолжилось и уже составляет 1,1% (или 395 тыс. автомобилей в количественном выражении). Как отметил основатель Gruzdev-Analyze, столь низкие продажи новых машин, как в этом году, «невозможно скомпенсировать серым импортом или ввозом б/у автомобилей».

-3

Кроме того, в России, по данным агентства, растет средний возраст машин в движущемся автопарке. Если в 2017 году этот показатель составлял 9,4 года, то в 2021-м он перевалил за 10 лет и достиг 10,4 года, а в 2022 году составил 10,9 года. В этом году по итогам трех кварталов средний возраст эксплуатируемых в РФ машин составляет 11,2 года. Это говорит, как заявляет А. Груздев, во‑первых, о том, что ремонт, с которым придется иметь дело станциям техобслуживания, будет все более и более усложняться, а во‑вторых — о смещении приезжающих на сервис автомобилей во все более возрастные группы. «Если раньше основное количество активно эксплуатируемых автомобилей было в группе 10–15 лет, то теперь оно будет смещаться [во все более возрастные группы]», — отмечает эксперт. Средний срок активной эксплуатации автомобиля в России увеличился с 2019 по 2022 год с 24,2 до 25,6 года, а в 2023-м уже составляет 27 лет.

-4

Наибольшую долю в российском парке автомобилей по странам происхождения занимают (по состоянию на первое полугодие 2023 года) отечественные машины: 34%. Российские марки, по прогнозу Александра Груздева, продолжат доминировать на нашем рынке и укрепят свое положение в ближайшие годы. Доля китайских брендов в общем автопарке пока незначительна (на уровне 1%), и при текущих объемах продаж ее рост займет много лет. Что же касается марок из других стран, то их доля будет медленно снижаться. («Японцы», к слову, пока на втором месте с долей 23%.)

Средний срок лояльности дилеру среди покупателей автомобилей китайских брендов составляет сегодня, по расчетам Gruzdev-Analyze, 1 год 10 месяцев. В течение этого периода бóльшая часть клиентов обращается для обслуживания и ремонта машин в дилерские центры. По истечении двух лет картина меняется — уже 63% владельцев автомобилей китайских брендов едут обслуживаться на независимые СТО; после трех лет владения китайским автомобилем к НСТО обращаются 86% владельцев.

-5

Через три года, по прогнозу А. Груздева, если общие продажи в России будут на уровне 1 млн автомобилей в год и 500 тыс. из них будут китайских марок, каждый второй клиент дилерских СТО будет приезжать на китайской машине. В сегменте НСТО на автомобилях брендов из Поднебесной будут четыре из ста клиентов.

Среди основных причин выбора независимой СТО опрошенные агентством автовладельцы чаще всего называли «доверие к качеству ремонта», также среди критериев часто назывались низкие цены, привлекательный имидж станции и хорошие отзывы о ее работе, быстрое выполнение ремонта, а также удобное месторасположение.

-6

Рынок автозапчастей: рост онлайн-продаж

О ситуации на российском рынке автозапчастей в России по итогам трех кварталов 2023 года рассказал в рамках конференции руководитель развития бизнеса «Авито Запчасти» Алексей Головин. По его словам, на портале Avito по состоянию на конец сентября было свыше 50,8 млн актуальных объявлений о продаже запчастей, что на 115% больше, чем после первых трех кварталов 2022 года.

В нынешнем году, по словам эксперта, спрос на новые запчасти опережает спрос на б/у детали примерно на 35%, а по темпам прироста спроса новые запчасти превосходят подержанные в два раза. В России также из года в год растет спрос на онлайн-покупки запчастей: в 2021 году он вырос на 30%, в 2022-м — на 45%, в 2023-м — на 25%.

В топ‑10 категорий деталей, продемонстрировавших наибольший рост год к году в третьем квартале, — запчасти для ТО (+46%), аксессуары (+42%), масла и автохимия (+37%), аккумуляторы (+33%), автосвет (+28%), кузовные детали (+27%), детали подвески (+26%), стекла (+23%), багажники и фаркопы (+22%), детали системы рулевого управления (+19%).

-7

По словам А. Головина, в Сети также набирает популярность покупка запчастей для грузовиков и спецтехники. В январе — июле 2023 года рост спроса во всех категориях деталей для грузовой техники составил 35% по сравнению с аналогичным периодом 2022-го. По состоянию на сентябрь спрос на новые «грузовые» запчасти опережал спрос на б/у детали на 132%. С января по июль наибольший рост спроса зафиксирован на новые запчасти, произведенные в Китае (+105%) и США (+101%); в пятерку лидеров среди стран — производителей запчастей по темпам роста спроса попали также Россия (+72%), страны Европы (+70%) и Респуб­лика Беларусь (+54%).

Повышенный спрос в онлайне наблюдается также на услуги автосервисов. По словам Алексея Головина, в 2023 году он уже вырос на 46% и продолжает расти. Наиболее частые запросы в категории «Автосервисы» на сайте Avito — «автоэлектрик», «покраска авто», «тонировка», «кузовной ремонт» и «полировка фар». В топ‑5 наиболее ликвидных услуг (по количеству покупателей на одного продавца) вошли техническое обслуживание автомобиля, тюнинг и оборудование, диагностика и ремонт, кузовной ремонт и покраска, мойка и уход за автомобилем.

Каков итог?

Судя по данным, представленным экспертами, участвовавшими в конференции, российский рынок автозапчастей и послепродажного обслуживания автомобилей продолжает развиваться и имеет неплохие перспективы. Но, отметим от себя, при условии отсутствия новых геополитических и экономических шоков, поскольку новую волну той же мобилизации, которой всерьез опасаются в экспертном сообществе, многие игроки российской индустрии обслуживания и ремонта машин рискуют не пережить.

Фото: журнал «Движок», Gruzdev-Analyze

Авто
5,66 млн интересуются