Я стояла и, как в замедленной съёмке, смотрела на алые капли крови, разлетающиеся по белому кафелю, наверное, в тот момент психика 5-летнего ребенка поспешила выполнить свою защитную функцию, придав мне неистовой злости, а не страха и отчаяния от которых хочется разрыдаться. Я даже не помню, было ли мне в ту минуту больно. Память старательно затёрла этот неприятный момент.
Советский детский сад
Я, как и все дети советского времени, ходила в обычный детский сад. С детьми, как это распространено сейчас, не принято было сюсюкать. За неумение завязать в 5 лет самостоятельно шнурки, можно было получить серьезную взбучку и «2 наряда в не очереди» - завязать и развязать снова, если не понравилось воспитателю.
Послушание у нас было беспрекословное - построенное на страхе о наказании и коллективном осуждении.
Иметь своё мнение и вести себя креативно - это непозволительная роскошь, тем более для «неудобного» ребёнка, которого всегда забирают позже всех.
1.Наказание в «лёгком весе»
Осень. Прогулка на улице. Достаточно сыро, время от времени дует холодный ветер. Дети резво носятся с криками и толкотней на площадке. Воспитателям явно мешает общаться гул детских голосов. Принято решение - разъединить играющих. Часть детей наказывают, заставляя стоять без движения в круге, который ребёнок чертит вокруг себя по приказу воспитателя. Моя подружка «в плену», стоит угрюмая в круге. Недолго думая, я собираю веточки и камешки, рисую круг рядом, сооружаю импровизированный мостик и мы начинаем играть. Меня отчитывают за самоуправство, усаживают рядом с собой на скамейку минут на 15-20, при этом отпустив из круга подругу. «А ты теперь будешь сидеть до конца прогулки», - угрожает мне воспитатель, буравя устрашающим взглядом. С воспитателем не поспоришь, однако, сидеть на холодной лавке было очень неприятно.
2.Наказание «в тяжёлом весе»
В группе, куда я ходила, были игрушки с которыми дозволялось играть без каких либо ограничений, а также некоторые выставочные модели, трогать которые строго-настрого запрещалось. Среди них была фарфоровая куколка в шелковом платье, задекорированном искусственными жемчужными бусинами.
Как развивались события
Прошел тихий час, ещё полусонные, мы с подругой вышли из общей спальни. К нам подошли 3 одногрупницы, их «дружбу» с нами нельзя было назвать тёплой. Девочки часто нас задирали. То куклу мы их возьмём, то играем «на их территории». В этот раз им что-то было от нас нужно.
-А у нас есть секрет, можем рассказать, - обратились они к нам.
-Конечно, - воодушевились мы, не подразумевая об их коварстве.
-Катя принесла из дома бусинки, хотите их подержать у себя в шкафчиках, пойдёмте в раздевалку, она покажет, - сообщила одна из заговорщиц.
Всё ещё не подозревая, как нас тянут в ловушку, мы последовали за мелкими пакостницами в раздевалку.
Бусины, оторванные с платья фарфоровой куклы, положили в наши шкафчики на полки, со словами: «Мы их потом заберём». На том и разошлись.
Застали с поличным
События, о которых дальше идёт речь, застали нас с подружкой в зоне, где находились туалеты и раковины.
Ворвавшись в небольшое пространство сантехнической зоны, словно фурия, воспитатель принялась нас отчитывать криками за «ужасную кражу» и порчу общественного имущества. За ней стояла та самая тройка подружек, которая заботливо распределяла бусины по нашим личным шкафчикам. Попытки доказать свою невиновность были сведены к нулю. Под криками и напором воспитателя подруга сломалась и начала истошно плакать, тогда как я продолжала нас защищать. Нашей «надсмотрщице» это порядком надоело и она залепила мне увесистую пощёчину, разбив губу. Я стояла и, как в замедленной съёмке, смотрела на алые капли крови, разлетающиеся по белому кафелю, наверное, в тот момент психика 5-летнего ребенка поспешила выполнить свою защитную функцию, придав мне неистовой злости, а не страха и отчаяния от которых хочется разрыдаться. Я даже не помню, было ли мне в ту минуту больно. Память старательно затёрла этот неприятный момент.
Позже меня наказали, посадив «в одиночку» за дальний стол до тех пор, пока не заберут родители.
Чем закончилась эта история
Маме было сказано, что я нарвала эти бусины, пререкалась с воспитателем и вела себя недостойно. Губа к тому моменту поджила, так как была повреждена об зубы с внутренней стороны. Место ушиба было не видно, а кровавые подробности «не подшили к делу».Свидетелей, защищающих мою сторону, не оказалось. Подружка говорить боялась. Дома меня не наказали, мама интуитивно чувствовала, что я говорю правду. Когда спустя годы я у неё спросила, почему эта тема не была до конца разобрана, мама сказала, что по тем временам это бы только усугубило ситуацию. Все работали, а девать меня куда-то надо было.
И если бы мы стали ругаться с воспитателем, то директриса была бы на её стороне. Вот такое тяжелое советское воспитание.
Подвести итог своему рассказу я хочу цитатой писателя романиста Джи.Майкл Хопфа:
«Трудные времена рождают сильных людей. Сильные люди создают хорошие времена. Хорошие времена порождают слабых людей. Слабые люди порождают трудные времена.»
Сегодня мой ребёнок, как и я в своё время, ходит в детский сад. Сад, где детей любят, относятся к ним с уважением и заботой. Вместо наказаний объясняют как правильно и дают право высказаться. Кто-то может сказать, что в таких условиях растут избалованные дети, которым многое дозволяется. Но я абсолютно уверена, что именно такой подход поможет уберечь неокрепшую детскую психику и сохранить добрые воспоминания о проведенном времени в детском саду.
Что касается моих «детских» ран, то они давно зарубцевались и больше не ноют. А вот раньше времени повзрослеть, конечно, заставили.
Дай Бог, чтоб на жизненном пути наших детей встречались достойные люди с почтительным отношением к ребёнку, основанным на признании его личности.
Дополнительно о том, как взрослые нарушили права ребёнка, почитать можно тут:
Истории о жизни в старом доме:
Приятное исключение:
Дети тоже бывают жестокими:
Если нужна помощь:
Спасибо, что дочитали. Ваш лайк станет стимулом для меня. Приглашаю на свой канал. Здесь много полезной информации в статьях, написанных от души. Удачного дня.